Южноуральские вузы проводят профориентацию с помощью экспериментов
Ради привлечения абитуриентов на физический и химический факультеты в ЧелГУ готовы казнить огурцы, разбивать розы, поджигать тряпки и превращать медь в серебро. За нестандартными методами профориентационной работы понаблюдали корреспонденты «ЮП».
Запахло жареным
Если бы в Челябинской области существовало общество по защите прав консервированных огурцов, то они бы обязательно наведались с проверкой на фестиваль науки в ЧелГУ. Так жестоко, как здесь, с бабушкиными соленьями еще никто не обращался. С невозмутимыми лицами группа студентов безжалостно втыкает в соленые огурчики два провода и пускает по ним электрический ток. Овощи, точно лампочки, начинают излучать зелено-оранжевый свет, а в воздухе пахнет жареным.
— Если дома лампочек нет, а электричество есть, можно таким вот способом зарядить огурец и ходить с ним по комнатам, подсвечивая. Кстати, любой соленый влажный продукт может так светиться, — поясняет с умным лицом студент четвертого курса Станислав Негодин.
Окружившая его толпа школьников 8-11 классов ликует, снимая сие действо на телефон, и просит еще раз повторить прилюдную казнь соленьев. Я, будучи крайне неравнодушной к соленым огурчикам, больше на такое смотреть не могу и спешу удалиться.
Впрочем, вокруг творятся куда более чудные вещи. Студенты замораживают розы и разбивают их о стол, поджигают абсолютно мокрые тряпки и превращают воду, набранную из-под крана, в минеральную. А облачившийся в костюм алхимика аспирант обещает продемонстрировать настоящие чудеса науки — перерождение металла. Ловкими движениями руки он помещает медную десятикопеечною монету в прозрачный раствор. Та послушно превращается в серебряную под «ахи» и вздохи восхищенной толпы.
— На самом деле волшебный раствор — это обычный нитрат ртути. Попадая в него, медь окисляется и монетка становится серебристой, — позже объясняет мне на пальцах Федор Ярошенко, аспирант химического факультета. — Вообще то это уровень школьной программы. Но многие школьники смотрят на такие опыты как баран на новые ворота… Видимо, совсем у них плохо с химией. А зря… Химики сейчас востребованы как никто другой. Ни одно предприятие без нас не обходится. Везде есть лаборатория. Входящий и выходной контроль.
Никогда не поздно
Именно на то, чтобы повысить интерес учащихся общеобразовательных учреждений к физике и химии, и направлен ежегодный фестиваль науки ЧелГУ. Только в качестве инструментов преподаватели и студенты вуза используют не скучные формулы и задачи, а будоражащие воображение опыты. Идти на эксперименты в профориентационной работе их вынуждают нынешние реалии: сегодня школьники предпочитают сдавать «обществознание» и «литературу», обходя стороной ЕГЭ по точным наукам. В результате число желающих поступить на физические и химические факультеты фактически равняется количеству бюджетных мест.
— Сегодня в область естественно-научного знания вкладываются астрономические суммы. Ставятся задачи, на решение которых государство готово выделить колоссальные деньги, крупные гранты, но браться за них по сути некому, — разводит руками декан физического факультета ЧелГУ Сергей Таскаев. — За выпускниками физических факультетов выстраиваются очереди на несколько лет вперед! Считаю, что в нынешних реалиях вести профориентационную работу среди молодежи нужно более активно. К ней должны подключиться и детсады, и школы, и вузы. Делать это никогда не поздно — были бы талант и предрасположенность. Альберт Эйнштейн в свое время тоже работал в патентном бюро в Швейцарии, занимаясь теоретической физикой как хобби, а в итоге стал нобелевским лауреатом.
По словам Сергея Таскаева, благодаря усиленной профориентационной работе как со стороны государства, так и вуза, набор на их факультет в последние годы увеличился в полтора раза. Даже появился небольшой конкурс. И именно неформальные наглядные мероприятия, вроде фестиваль науки, а не пламенные речи про то, как стране нужны физики, химики и математики, играют в этом не последнюю роль.
— Видите тех двух девушек? Я их хорошо запомнил, — указывает на юных, увлеченных опытами особ Сергей Таскаев. — В прошлом и позапрошлом году они были посетительницами нашего фестиваля науки, учились тогда в старших классах. А сегодня это наши студентки-первокурсницы. Да, возможно они не пойдут работать по специальности, но зато я не сомневаюсь в том, что полученные за время обучения знания пригодятся им в будущем. Физика ставит задачи и учит их решать. И такой прагматический подход позволяет добиваться высоких целей во всех сферах жизни.
[embedded content]