Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:34, 26.11.2014

Зачем в Челябинск съехались журналисты со всей страны?

На Южном Урале прошел «Медиаполигон» — грандиозный и масштабный медиафорум, который состоялся благодаря партнерству федерального журнала «Русский репортер» и информационной программы «Телефакт». «ЮП» рассказывает о том, как это было.

Способ познания мира

«Для меня сейчас самое важное — это прокачать свой стиль. Чтобы он был узнаваемый. Чтобы мои тексты легко можно было отличить от текстов других авторов», — говорит один парень другому, отхлебывая из бумажного стаканчика кофе. Только что закончилось открытие «Медиаполигона» в ЧелГУ и вокруг кофемашины на первом этаже университета собралась небольшая очередь из молодых журналистов. Некоторые выглядят безумно усталыми, так что, кажется, кофе им действительно не повредит.

Впереди еще четырех долгих дня, во время которых ребята со всей России и Казахстана будут постигать азы журналистского мастерства, слушать лекции, посещать тренинги и разбирать «точки» для участия в итоговом проекте «Медиаполигона» — «Челябинске 24», который в жанре тотальной журналистики расскажет об одном дне из жизни города.

Что такое «Медиаполигон»? По сути, то же самое, что и Матрица из фильмов братьев Вачовски: то, о чем нельзя рассказать и что надо увидеть своими глазами. По словам главного редактора журнала «Русский репортер» Виталия Лейбина, «Медиаполигон» — это такой волонтерский проект, который на самом деле организует не сам «Русский репортер», а группы энтузиастов в тех городах, в которых он проходит: «Мы, конечно, помогаем, но все главную работу берут на себя местные организаторы». В Челябинске в этой роли, например, выступила информационная программа «Телефакт».

— Теперь пару слов о практической пользе «Медиаполигона», — продолжает Лейбин. — Я совершенно согласен с тем, что с ее формулировкой могут возникнуть проблемы, но это и хорошо. Конечно, мы приезжаем на «Медиаполигон» для того, чтобы обменяться друг с другом соображениями профессионального характера, научиться чему нибудь друг у друга и это точно произойдет, потому что если интенсивно что то делать в течение недели, что то наверняка да получится. Но главное, мне кажется, не это.

Как то на Летней школе «Русского репортера» мы обсуждали, почему сейчас стали настолько популярна репортажная журналистика и фотография, и в какой то момент нам показалось, что все дело в том, что репортаж — это один из немногих в современном мире способов интенсивного познания жизни. Когда человек — врач, полицейский, губернатор — идет по жизни в размеренном ритме и стабильном обществе, он видит лишь часть той самой жизни, часть какого то своего круга. А репортажный журналист имеет возможность перемещаться по ячейкам общества, может видеть со стороны всю полноту нашего существования. В разных профессиях есть свои способы взросления, но наш заключается именно в этом: увидеть полноту жизни и понять людей на разных позициях.

Второе, что я бы хотел сказать про смысл нашей работы: важно помнить, что медиаполигоны начались с Летней школы, а она содержит в себе утопию, согласно которой преподаватели и профессора общаются со школьниками и студентами на равных. Не в том смысле, что царит панибратство, а в том, что между ними нет дистанции, созданной рангами и должностями. Равное общение это то, чего сильно не хватает в современном мире, нашем обществе и то, что позволяет делать великие проекты, ведь по-настоящему великие вещи делаются командами, а не административными структурами.

Понять реальность героя

Стоит отметить, что лекции для молодых журналистов читали не только столичные, но и местные спикеры. Всего этих лекций было около десятка. От тех, что проходили в большой аудитории, до тех, что носили камерный характер. К последним можно было отнести выступление редактора отдела «Культура» журнала «Русский репортер» Константина Мильчина. Он рассказывал ребятам о том, «как написать текст и не облажаться».

— …А теперь поговорим о знаках, которые вы никогда не должны использовать, — распылялся Мильчин. — Это скобки, тире и многоточие, потому что нет ничего более отвратительного, чем многоточие! Каждому журналисту в год выдается по две карточки с многоточиями. Запомните, это ваш баланс на год. Больше многоточия вы использовать не можете. Я не шучу! С другой стороны не менее омерзительны скобки. Читая по долгу службы тексты некоторых авторов, я ощущаю себя человеком, вскрывающим устрицы на кухне, потому что мне приходится все время обрезать скобки. Некоторые журналисты даже умудряются вставить по четыре скобки в одно предложение! Еще один бич молодых журналистов — это штампы. Они как прыщи. Сколько не выдавливай, все равно вернутся. Штампы одолевают, атакуют, даже когда мы спим. Как с ними бороться? Молитвой и поркой. За штампами идет их лучший друг: выражения, украденные из «Википедии», а за ними банальности и очевидности…

Пока культурный журналист устраивал стилистическую взбучку ребятам, корреспондент «Русского репортера» Юлия Гутова рассказывала о том, как добраться до любого героя. «Помните Перельмана? Был такой мужчина бородатый, математик, до которого никто не мог добраться». Аудитория послушно закивала. Мало кто, не слышал о Григории Перельмане, доказавшем гипотезу Пуанкаре и отказавшемся от премии американского Института Клея в миллион долларов, а до этого проигнорировавшего присуждение ему медали Филдса, которую называют математической Нобелевкой: http://rusrep.ru/article/2011/12/20/perelman_best

— Эту ситуацию можно было легко расчертить и понять, почему десятки журналистов пытались добраться до этого человека и почему у них ничего не получилось, — рассказывает Гутова. — Что делали журналисты? Они брали свою, довольно узкую реальность: вот есть у нас фрик, которому дают деньги, а он их не хочет брать. Надо срочно выяснить почему. А он не хочет объяснять. О, кей, тогда мы будем ему надоедать. Чем более настырны мы будем, тем быстрее он согласится, чтобы от нас отвязаться. А он оказался упрямый. И так продолжалось до бесконечности: журналисты приходили и задавали один и тот же вопрос: почему вы не взяли миллион?

Их были десятки. Десятки человек из разных изданий раз за разом приходили к его дверям, звонили по телефону. Если честно, я была в шоке. Они знали, что до них были толпы и что после них будут толпы. Но им это было не важно: им редактор дал задание, они пошли его выполнять.

Но для того чтобы добиться общения с героем, нужно двигаться альтернативным путем. Нужно было понять, из чего исходит Перельман, понять реальность героя. Это способ, который требует временных затрат и работы мозга. Как понять реальность героя? Мы идем к его близким: маме, папе, друзьям, коллегам. Собственно, так я и сделала. И стало понятно, что финансовая реальность этого человека совершенно не интересует. Что он принципиален, поэтому давить на него бесполезно и врать тоже: вранье он почувствует, на давление не отреагирует. И наконец, самое важное — он ученый. Что это означает? В том, что у него особый взгляд на мир: ему интересно как что устроено. И вполне естественно, что он не станет говорить с человеком, которому это все не интересно. Поэтому, чтобы заинтересовать Перельмана, после долгих мучений я поняла, что у него спросить. Он ответил на все мои вопросы, и эти ответы были предельно точны. Его  нужно было понять. А люди, которые до этого его слушали, просто его не понимали. Повторю: важно разобраться в реальности героя.

Город будущего

Итогом пятидневного марафона, как уже было сказано, стал проект «Челябинск 24». Здесь можно почитать об одном дне из жизни южноуральской столицы: http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/chelyabinsk 24. «ЮП» же в свою очередь спросила у Ольги Емельяновой, представителя информационной программы «Телефакт», как все это стало возможным:

— У нас в редакции работают корреспонденты, которые до этого уже принимали участие в медиаполигонах в других городах. Они нам об этом рассказали, мы связались с «Русским репортером» и предложили его коллективу приехать в Челябинск. На право проведения «Медиаполигона» в этом году претендовали четыре мегаполиса. Но наша заявка оказалась самой сильной. Таким вот образом «РР» в партнерстве с информационной программой «Телефакт» организовал «Медиаполигон» в Челябинске.

Журналистам и редакторам «Русского репортера» было интересно попасть в южноуральскую столицу, ведь наш город за последнее время прогремел и не единожды. Однако его, как и любой другой мегаполис, окружают свои клише и штампы. Эти штампы и хотелось развеять. Думаю, у нас получилось. Например, редактор отдела «Наука» «Русского репортера» Григорий Тарасевич сказал, что, по его мнению, Челябинск во многом более европейский город, чем Москва.

На «Медиаполигон» приехало около 200 журналистов из России и Казахстана. Были и местные корреспонденты, но приезжих, разумеется, все-таки было больше. Сначала они посещали лекции и мастер-классы, а в пятницу, 14 ноября, настал день X, когда ребята рассредоточились по городу и начали вести онлайн-трансляцию в жанре тотальной журналистики. Случился информационный взрыв. В течение суток журналисты присылали материалы в штаб «Медиаполигона» (который расположился в редакции информационной программы «Телефакт») из самых разных точек Челябинска: из пункта Скорой помощи, пожарной части, балетной школы, секс-шопа, аптеки.

Таким образом, состоялось максимальное погружение в жизнь города. Что еще интересно, челябинский «Медиаполигон» был посвящен городу будущего. Журналисты спрашивали у наших земляков, каким они видят Челябинск через несколько лет.

Организация такого мероприятия, конечно, крайне трудоемкий процесс. Нужно было всем забронировать билеты, договориться с точками, из которых интересно было бы вести трансляции. А есть такие точки — например, заводы — куда просто так не придешь. Однако все получилось, а ребята из «Русского репортера» сказали, что по организации наш медиаполигон был одним из лучших за его историю.

[embedded content]

просмотров: 156

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.