В ночь с 13 на 14 января жители Челябинской области смогли второй раз встретить Новый год - дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Старый Новый год приходится на восьмой день Святок. До календарной реформы 14 января совпадал с началом нового года. В народном календаре – это Васильев день.
Для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста. Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.
Разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается на один день каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем. Поэтому с первого марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.
В канун старого Нового года, 13 января, по народному календарю отмечается Васильев вечер, в народе его еще называют щедрым вечером. На Руси считали, как Васильев день проведешь, таким и весь год будет. Хозяйки готовили множество снеди - с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие.
Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. «Что загадает девица красная в этот день - все сбудется, а что сбудется - не минуется!», - считали в старину.
Также в Васильев вечер принято было стряхивать снег с яблонь. Делать это нужно было непременно в полночь, чтобы яблоки уродились.
Существовали и приметы на этот день - обязательно в этот день иметь в доме денежный запас и не давать в долг, чтобы не «отдать» свой достаток.
Еще один обряд - засевание зерен - должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.
В Старый Новый год существовала традиция ходить по домам (колядовать). Парни и девушки собирались большими компаниями и ходили в гости, пели песни, забавляли шутками и колядками хозяев, за что получали съестное, собиравшееся в мешок. После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общее гуляние.
В воскресенье, 14 января, по народному календарю отмечается Васильев день. Еще этот праздник называли «Кесаретским» в честь святого Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в четвертом веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.
Во многих селениях в этот день было принято колоть так называемых «кесаретских» поросят. Зажаренный поросенок считался всеобщим угощением, поэтому все односельчане могли приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен был принести немного денег и отдать их хозяину. На следующий день все деньги передавались в приходскую церковь для нуждающихся.
По обычаю, поросенок подавался на стол целиком.
На Васильев день в старину готовили также гречневую кашу с соблюдением определенного ритуала. Если каша вылезла из горшка, была бледного цвета – жди беду. Если же каша получилась яркая, хорошо разваренная - быть семье счастливой, а урожаю богатым. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей.
Все дни Святок, которые длятся с седьмого по 18 января, церковь призывает верующих проводить в радости, любви и согласии, совершать милосердные дела. В Святые дни принято посещать родственников и друзей с радостной вестью и подарками. В Челябинской епархии рассказали о главном смысле святочных дней.