Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

06:29, 15.08.2019

Преданья старины глубокой

Чт, 15.08.2019

Давным-давно на волжском берегу появились два брата. Старшего звали Шупаш, младшего Кар. Места поразили путников своей красотой, чистой водой родников и обилием рыбы в реках. Братья решили остаться и построили себе дом. К ним стали присоединяться другие странники, и вскоре там, где когда-то было чистое поле, выросло целое селение. Ему дали имя первопоселенцев — Шапашкар.

Фото © Любовь МИХЕЕВА

С этой то ли сказки, то ли были начинается несколько необычная экскурсия нового туристического проекта с загадочным названием «Городские легенды». Чебоксарцам и гостям столицы предлагается выбрать себе белые или черные накидки, надеть наушники и в сопровождении шарманщика отправиться по старым улочкам и достопримечательным местам. На экране шарманки мелькают пожелтевшие от времени фотографии тех самых мест, по которым сейчас идут экскурсанты, и история города оживает, перемещая современников в далекие времена.

Как красив сегодня Чебок­сарский залив! А ведь под его водами скрылась большая часть старого города. В XVIII веке здесь была главная площадь — Красная. Неподалеку распола­гались Пок­ров­ская, Успен­ская и Рож­дест­вен­ская церкви, дворянское соб­рание, городское управление, земство, судебные учреждения. Средоточием города был базар с его хлебной площадью, мясным и обжорными рядами, ресторациями и трактирами. Знатные чебоксарские купцы Дрябловы, Игумновы, Визгины, Иевлевы, Геронтьевы занимали на главной улице города лучшие места, строили двухэтажные каменные дома.

Минуло два века. Чебоксары стали столицей созданной Чувашской автономии. Ходили слухи, что сам Ленин предлагал сделать главным городом Чувашии родной Симбирск. Но делегаты от Чувашии настояли на своем, и столицей стали Чебоксары с населением в 5 тысяч человек. Споры не утихали еще долго. Были предложения перенести столицу в Канаш, куда можно было за день доехать на подводе из любого уголка Чувашии.

Молодая республика строилась. На месте старого базара появились два парка культуры и отдыха: Детский и имени Н. Крупской. Второй назвали в честь жены Ленина, которая занималась вопросами народного просвещения и в 1919 году побывала в Чебоксарах на агитпароходе «Красная звезда».

В конце 1970-х в Чебоксарах стали готовить ложе будущего водохранилища. Историческая часть города должна была уйти под воды залива. Архитекторы задумали сделать из Западного косогора музей древнего зодчества под открытым небом и перенести туда самые ценные памятники архитектуры. Здания разобрали на блоки и перенесли на косогор, но воссоздать удалось только палаты Козьмы Кадомцева и дом Игумнова.

Особняк купца Игумнова (соляная контора, дом с контрфорсами) два с половиной века простоял на спуске к Волге. Чтобы он не сползал по склону, строители сделали специальные подпорки — контрфорсы. Однажды в этом особняке побывал сам Петр I. Во время персидского похода государь буквально на несколько минут остановился в Чебоксарах и заглянул в ближайший к пристани дом — потолковать с хозяином о дальней стороне. А потом написал, что «проезжающему генералитету и другим знатным особам в Чебоксарах квартировать негде, потому что купцы местные привыкли к гнусности житья. Некоторые из них дома строят без внутренней отделки умышленно, чтобы миновать постоя». В 1778 году казанский губернатор Платон Мещерский удостоил гневной отповедью чебоксарское купечество. Единственным порядочным зданием князь признал строение Алексея Кадомцева и призвал домовладельцев равняться на облик его дома.

В середине XVIII века Алек­сей Кадомцев с сыном Ти­мо­феем были самыми богатыми людьми в Че­бок­сарах, торговали с Москвой, Пе­тер­бургом, Ростовом, имели немало выгодных госконтрактов. Наг­ля­де­лись, как живут столичные богачи, и на удивление всем чебоксарцам построили на левом берегу Чебоксарки в Кожевенной слободе (сейчас здесь находится причал для частных яхт) дом в стиле раннего барокко с элементами древнерусской архитектуры. Мест­ные называли его палатами, домом на выходах. Строение пере­жило даже испытание огнем в роковом для города 1773 году — сгорела только деревянная крыша. Позже, дабы избежать разорения, купцы выставили свой красавец-дом на продажу. Из рук в руки он переходил несколько раз, и более поздним поколениям чебоксарцев запомнился уже как дом мещан Зеленщиковых.

Интереснейшая история у здания первой аптеки. Изначально это был одноэтажный особнячок воеводы Алексея Кушникова. Потом его перестроили, дополнили красивой башенкой на углу. Полтора века назад здесь «прописалась» первая земская аптека. Продавали в ней не только лекарства, но и пиявки, духи, мыло, спиртовые настои и даже вино, которое заменяло витамины. До революции аптека была единственной не только в городе, но и во всем Чебоксарском уезде. В конце ХIХ века аптеку расширили и сделали пристрой. В 30-е годы ХХ столетия помещений снова стало не хватать, и здание решили нарастить еще одним этажом, но сохранить угловую башню. Ее подняли домкратом, выложили этаж, а потом башенку опустили. И дом получился трехэтажным. Так что возраст здания сегодня и не назовешь: отдельным частям строения уже 250 лет, а каким-то — лишь 80. Угловая башня, например, на 45 лет старше расположенного под ней второго этажа.

ЦИКовский дом на ул. Бондарева, 15 по сравнению с некоторыми своими соседями совсем молодой. Построили его в 1937 году для партийной элиты ЦИКа. Четырех- и пятикомнатные квартиры, центральное отопление, парадные и «черные» лестницы, магазин, парикмахерская. Чтобы расчистить площадку для новостройки, снесли Никольский женский монастырь и колокольню. Говорят, что фундамент дома построен как раз из камней разрушенного храма. На крыше крупными буквами написали «Коммунизм победит». Но по иронии судьбы многие из тех, для кого дом строился, так в него и не вселились. Партийная элита попала под репрессии 30-х годов.

ЦИКовский дом построили практически через дорогу от самого ЦИКа, который располагался в те годы в бывшем Ефремовском особняке. Когда-то его поставил здесь, на горе, младший сын купца Прокопия Ефремова Федор для своей любимой, которую привез из дальних мест. Говорили, что пошел он не в отца, любил путешествия, театр, музыку, на одни книги просадил полсостояния. Дом для молодой жены оборудовал по последнему слову техники: с телефоном, электричеством, водопроводом, канализацией, светящейся асфальтовой площадкой перед входом и даже бассейном. Хозяева любили устраивать здесь вечера, спектакли, зазывая городскую знать. Народ попроще гулял под окнами и разглядывал диковинку снаружи. В 1916 году над домом начали сгущаться тучи. Молодая жена сбежала, прихватив с собой ценности, а Федор после революции уехал в Казань и умер там от голода.

В Чебоксарах побывало несколько российских царей. Екатерина II заезжала весной 1767 года. Посетила собор Троицкого монастыря, соблаговолила пройти в дом отставного надворного советника Соловцева. Там милостивейше жаловала к руке воеводу и с ним дворянство и их жен, купечество. Поехала в карете за город, дабы осмотреть дубовые рощи для корабельного строения, а в пути увидела утиные стаи. И повелела на гербе чебоксарском указать «5 летящих на золотом поле диких уток в знак того, что в окрестностях сих оных очень изобильно». Екатерине II было подано 600 челобитных, и ни одной жалобы на воевод, взятки и управление вообще, из чего она сделала вывод, что народ в Чебоксарах живет хорошо, хлеб жует и не бедствует.

Во время путешествия из Моск­вы в Казань останавливался в Чебоксарах и Павел I, cын Екатерины II и Петра III. Только память о нем сохранилась не та, что о его венценосной матушке. Чебоксарцам было велено подготовить к приезду царя 100 хороших лошадей, ямщиков из людей не молодых и не старых, но расторопных, а на вечерних станциях иметь самую лучшую и здоровую корову (государь изволил всю дорогу употреблять сыворотку). О самодурстве Павла ходило много рассказов, и чебоксарское общество потеряло покой. Молились Богу, чтобы император не прогневался, городской глава Гологривов и все члены шестигласной Думы. Лишился сна чебоксарский староста Иван Серебрянников, сочиняя рапорт о сувенире для императора. 23 мая 1798 года Павел I прибыл к обеду в Чебоксары. По подсчетам купцов, император и его челядь опустошили 100 бутылок винных напитков, съели полтора быка, трех телят, четырех баранов, 32 курицы, 6 гусей и столько же уток, 90 окороков копченых, пуды солонины, меда сыр­ца, 500 яиц — всего провизии 50 на­именований на сумму 693 рубля 86 копеек.

Многое помнят и стены чебоксарского острога — самой старой действующей тюрьмы в России. Строили ее одновременно с городской крепостью и Введенским собором. Сначала она была деревянной, потом каменной со стенами толщиной в метр. Не было случая, чтобы отсюда кто-нибудь сбежал. Здесь отбывали наказание самые разные преступники всех сословий. Внутренняя иерархия в этом «каменном мешке» соблюдалась строго, и дворянин не мог оказаться в одной камере с простым людом. В тесных помещениях сидели разбойники, конокрады, фальшивомонетчики, зачинщики и подстрекатели крестьянских бунтов. Здесь же оставляли на передержку каторжан, которых гнали в Сибирь. Десять камер в тюрьме и сегодня все те же, что века назад. Так что в них вполне мог сидеть Емельян Пугачев, которого везли на казнь по проходившему через Чебоксары тракту. Или Стенька Разин вместе с братом своим и соратником Фролкой. Разинцы осадили Чебоксары в сентябре 1670 года, и местный люд бунтарей сильно поддержал.

Даже первым памятником в Че­бок­сарах был деревянный обелиск Степану Разину. До сих пор находятся люди, что ищут зарытые бунтовщиками клады на Волге и Суре.

Легенд о Чебоксарах прозвучало во время экскурсии еще много. Услышать их может каждый.

просмотров: 918

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.