Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

21:53, 13.04.2018

Фотосессия с раритетами

Сб, 14.04.2018

Акция «Ночь в архиве-2018» стала открытием для многих чебоксарцев. Что ни говори, а интересно подержать в руках бесценные экспонаты, сфотографироваться со старинной печатной машинкой или полистать, к примеру, «Каталог колбасных изделий» советских времен. Чебоксары поддерживают Всероссийскую акцию уже третий год, и желающих к ней присоединиться все больше.

Фото © Ирина САВКИНА

Без пыли веков

В Государственном историческом архиве Чувашии вечером четверга яблоку было негде упасть. Чебоксарские школьники, сверяясь с картой-путеводителем, азартно разыскивали зашифрованные буквы и «ключи»-разгадки в программе «Золотые часы за ночлег». Каждый кабинет «отвечал» не только за кусочек чебоксарской истории (визиты коронованных особ, создание труппы Чувашского драмтеатра, дневники Ивана Яковлева о его биологических и приемных родителях и т.д.), но и за хранение документации, работу с посетителями, возможность узнать о республике, городе, собственной семье что-то ранее неведомое. Чаще всего здесь проводят исследования историки, вдохновенно ищут материал для курсовых и дипломов студенты — в обычный день архив посещает 50-70 человек. А вот «Ночь в архиве» собирает от 300 до 500.

— Архив работает с 1941 года как самостоятельное учреждение. До этого существовали три отдельные единицы: секретный архив, архив Октябрьской революции и архив дореволюционных фондов, — рассказывает Федор Козлов, заместитель директора Государственного исторического архива Чувашской Республики. — Затем их объединили в Центральный государственный архив Чувашской АССР. Мы являемся его правопреемником, храним в своих фондах более 1 млн. 200 тысяч единиц документов дореволюционного, советского и современного периода. В основном на бумажных носителях, но есть и кинопленки — материалы «Чувашкино», к примеру. А если мы принимаем на хранение личные архивы, то действует принцип недробимости, то есть объединяется все — фото, плёнки, документы на бумаге и в электронном виде.

Одна единица — это документ, который может содержать до тысячи страниц. Девиз «Никаких мышей!», трепетное отношение к температуре и влажности, пожарная сигнализация — все это не так-то просто осуществить в здании 1963 года постройки. Но на улице Урукова уже разворачивается более современный оборудованный филиал.

Древо начинается с «колыбели»

Модная нынешняя забава — составление семейного древа, уходящего корнями в глубину веков, требует нешуточного терпения. Попробуйте-ка выкроить время в своем напряженном графике, чтобы поехать в архив, оформить доступ, а затем не час и даже не день листать старинные книги, написанные от руки, погрызенные мышами, порванные или залитые когда-то водой. Полыхали пожары, менялась власть, лютовал голод — не всегда удавалось организовать идеальные условия хранения. Повезет еще, если нужные материалы выдадут на руки. Зачастую они настолько ветхи, что их достают из специального хранилища лишь для сканирования. Много запросов по почте, на них отвечают, высылая ксерокопии или оцифрованные фотографии. Спрос на историю сегодня очень велик.

— Мы называем эту платформу колыбелью, — нежно расправляет смятые странички увесистого растрепанного дореволюционного фолианта сотрудница архива. Прижимает книжный разворот антибликовым стеклом, ногой нажимает педаль «пуск», ведь обе руки нужны, чтобы придержать расползающийся от старости переплет. — Платформа, заметьте, «плавающая», чтобы как можно удобнее расположить объект, получить максимально четкое изображение. Цифровой сканер позволяет записать электронные копии и выдавать справки на дисках.

Чтобы начать работу с собственным древом, советуют опытные люди, надо отыскать родственника, родившегося до 1917 года — допустим, бабушку. Взять в ЗАГСе справку о ее родителях и уже от их имен и адреса отталкиваться в дальнейших поисках.

В штате Госистархива Чувашии — 42 человека. Вопреки стереотипу, архивариусы — вовсе не седенькие старички в пенсне, а чаще всего энергичные молодые женщины, искренне увлеченные своей работой. Главный архивист-реставратор Ма­рина Порфирьева, например, работает здесь уже 30 лет и рассказывает о технологиях и материалах так, что хочется немедленно заняться восстановлением «Ревизских сказок» 1816 года. Крошечные пылесосы и утюжки, промокашки и кальки, химические растворы, беличьи кисти, загадочно светящиеся изнутри столы — художественный, глубоко творческий процесс!

Неправильные Розы

Но справки при этом выдаются строго на основе имеющихся записей — без какого-либо редактирования документов. В официальных записях прошлого века, например, не встретить имен Розалия, Розалинда, Розамунда или Розмария. Писали исключительно «Роза», без вариантов. Поэтому сейчас потомкам приходится через суд доказывать идентичность при разночтениях. Владлен (имя-аббревиатура от «Владимир Ленин») в книги учета неумолимой паспортисткой часто записывался как Владилен. Подобные проблемы есть и сейчас, скажем, с буквой «Ё» — страдают Артёмы и Семёны.

— К каждой букве в своих документах относитесь предельно внимательно! — предупреждают архивисты, видевшие множество людских терзаний и многолетних хождений по инстанциям из-за одной буквы или даже пары точек над ней. — Получая паспорт, диплом, удостоверение, проверьте каждую точку и запятую, чтобы не оказаться потом без пенсии или с чужой биографией.

просмотров: 554

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.