Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

04:22, 27.08.2015

У прошлого свой колорит

Чт, 27.08.2015

Как жили люди в Чебоксарах несколько сотен лет назад? Приоткрыть завесу прошлого могут «Очерки истории города XVIII века» В.Д. Димитриева и С.А. Селивановой, выпущенные Чувашским книжным издательством. В прошлые века у горожан была своя мода. А на стол подавались весьма простые блюда, которые не всякому современному человеку известны.

Наряды по правилам

В течение столетия законодательно вводились все новые формы не только военной одежды, но и нарядов для чиновников всех рангов и их жен. К примеру, 9 апреля 1784 года по указу о новых формах для чиновников в северной полосе им предписывалось носить светло-синие мундиры, в средней — красные, на юге — темно-вишневые. Чиновничья одежда различалась даже в губерниях. В Казанской это был красный кафтан с черным бархатным воротником и обшлагами, подбой черный, камзол белый, пуговицы желтые. В Симбирской губернии — красный кафтан с голубым воротником и косыми обшлагами.

Шелка и прочие материалы завозились с Востока и из Западной Европы. По данным таможенной книги 1742 года, в Чебоксары доставлялись из Астрахани самые разные ткани: шелк, хлопчатобумажные полотна, кумачи и кисея, пестрядь и кружева. Ткани поставлялись в город и с Макарьевской ярмарки, включая сукно и гарус (на Макарьевскую ярмарку товары доставлялись через Астрахань, Москву, Петербург и др.). Из Москвы шли креп и флер черный, тафта. Для женских праздничных нарядов использовали бархат, штоф, тафту.

Горожане победнее изготовляли верхнюю одежду из домотканого сукна. У крестьян покупали и холсты. К слову, в XVIII веке хлопчатобумажные ткани ценились дороже шелка и шерсти. Часто использовали меха, самой популярной была овчина.

Щи да каша — пища наша

В XVIII веке в Чебоксары растительные, мясные и молочные продукты доставляли крестьяне Чебоксарского, Цивильского, Свияжского, Козьмодемьянского и Ядринского уездов, рыбу — свежую, соленую, вяленую, копченую — поставляли местные и сундырские рыбаки.

В рационе горожанина каждый день присутствовал хлеб — черный и белый. Караваи и калачи пекли на дрожжевой закваске. Впрочем, тесто квасили также пивной или квасной гущей, куском старого теста. Из кислого теста пекли пироги с начинкой (капуста, мясо, творог, каша, рыба), из пресного — лепешки, оладьи, сочни, пироги, пряники на меду. Все это готовилось в печи — дома или во дворе, в поварне. Из пшеничной муки делали лапшу — с перцем, чесноком, лососиной, молоком, из ржаной или овсяной — кисель. Зерновые продукты и крупы шли на каши — гречневую, пшенную, овсяную, ячневую, пшеничную. Варили каши из разных рыб, с конца XVIII века популярен был кулеш — жидкую пшенную кашу вместе с картофелем заправляли луком и растительным маслом.

Птицы на гербе

Пять диких уток избрали своим небом чебоксарский герб. А случилось это еще в XVIII веке.

В 1781 году известный герольдмайстер Волков разработал символику нашего города, воплотив ее в гербе. Там уже фигурировали эти летящие птицы, только фон тогда был золотым — этот цвет говорил об изобилии. А верхнюю часть городской эмблемы занимал казанский герб, чему тоже есть свое историческое объяснение, — Чебоксары входили в состав Казанской губернии. Что представляло из себя такое «включение»?

Наиболее старинное его изображение было еще на печати Ивана Грозного, а само описание содержится в указе царя Алексея Михайловича (отца Петра I): «Печать Казанская, на ней в каруне василиск, крыло золото».

Как видим, змей в короне с современного герба Чебоксар исчез. А вместо него появился стилизованный чувашский орнамент, символизирующий самобытность «Земли Улыпов» — края ста тысяч песен и вышивок.

  Картофель в то время успешно заменяла репа. Она хранилась целый год. Из нее, а также свеклы и капусты варили репню и борщ, без свеклы — щи, которые были самым распространенным блюдом. Из репы, капусты, моркови, бобов, гороха, редьки готовили разнообразные густые кушанья — на пару, вареные.

Квас использовался для приготовления многих похлебок, в том числе окрошки и ботвиньи. Значительное распространение имела уха — окуневая, налимья, стерляжья и т.д. Использовалось к столу и мясо.

В XVIII веке городская кухня пополнилась западноевропейскими блюдами, привозным сахаром, с конца столетия — картофелем. Но и в XVIII веке основой питания простонародья, городского мещанства и в значительной мере купцов оставались изготовленные в домашней русской печи блюда старинной кухни. В рационе всегда были хлеб, щи, каша и квас.

Домашняя утварь

В XVIII веке, как и в XVII столетии, горожане для хранения сыпучих продуктов, засолки рыбы, мяса, капусты, огурцов, грибов употребляли кадки, шайки, ушаты, бочки, лари, короба, берестяные сосуды (туеса, бураки), для переноски воды — деревянные клепаные ведра, бадьи с железными дужками. Ведра носили коромыслами. Пищу женщины готовили в чугунных горшках. Глиняные горшки и кувшины разных размеров применялись и для хранения кушаний, и для подачи на стол. Для приготовления жареной пищи употребляли глиняные сковороды. К кухонной утвари относились также решета и сита, квашни, корыта, скалки. Масло сбивали деревянными мутовками. Имелись корчаги для снятия сливок. Столовая посуда состояла из керамических, деревянных и металлических горшков, мисок, чаш, деревянных, костяных или металлических ложек и черпаков. В XVIII веке распространились металлические вилки.

Чебоксарский кремль

Первоначальный смысл Чебоксар понятен — это город-крепость, призванный после падения Казанского ханства охранять новые границы русского государства.

Чебоксарский кремль был возведен под руководством дьяка И.Г. Выродкова, весьма именитого в годы правления Ивана Грозного. Это деревянное сооружение было построено на высоком волжском берегу, возле главной дороги Москва — Казань. С севера и юга подступ к главному городскому ядру «охраняли» крутые обрывистые склоны, с запада тянулся глубокий ров длиной в 200 сажен, а с востока располагался посад, где жил ремесленно-торговый люд. Укрепления кремля превосходили по своей мощности оборонительные сооружения посада, его крепостные ограждения были сложены в две стены с земляной засыпкой между ними. Восточная стена, разделяющая территорию кремля и посада, равнялась 109 саженям, ограда по рву — 165, южная — 82. Потомкам было несложно определить точное расположение главного городского ядра — по рву, который был показан на всех планах города XVIII века.

У кремля было пять башен: две — Введенская и Никольская — въезжие и три угловые. На них располагались наблюдательные вышки, смотровые площадки или навесные бойницы. На территории кремля находились также острог с четырьмя башнями, съезжая приказная изба, государева казна и житница (для сбора хлеба с крестьян), аманатный двор (для заложников из местного населения), дома воевод, дворян и бояр. Деревянные стены кремля и острога в 1690 году сгорели. Спустя восемь лет был построен только кремль, по-прежнему деревянный, рубленый. После пожара в 1704 году это сооружение больше не восстанавливалось.

Самая древняя церковь

Первая культовая постройка Чебок­сар — Введенский собор. О нем говорится еще в наказе Ивана Грозного: «где быти святой соборной церкви введения Пречистой и на том месте поставить полотняная церковь».

Она была построена в год основания города (1555) на территории древнего кремля и на протяжении десятилетия являлась единственным культовым сооружением Чебоксар (до тех пор, пока в 1566 году в Чебоксарах не был основан Троицкий мужской монастырь, он находился уже на территории посада, там же, где и сейчас). Документы XVIII века сообщают, что в 1651-1657 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный Введенский собор, он сохранился до наших дней.

Статданные XVII века

Сегодня в столице Чувашии проживает более 470 тысяч человек, так говорят статистики. А вот о численности населения в Чебоксарах в XVII веке известно из переписной книги 1642 года, своего рода статистического отчета трехвековой давности.

В посаде насчитывалось 99 дворов и 354 человека. К этому количеству добавлялись жители слободы за рекой Чебоксаркой — 36 дворов (86 человек). Плюс 39 бобыльских дворов (94 человека) и 38 дворов захребетников… Всего в городе насчитывался 221 двор, где проживало 608 чебоксарцев. Для полной картины не забыли учесть и бездворовых — их было более полуста. Общая численность населения Чебоксар в 1642 году составляла 661 человек.

В то время при подсчете учитывалось только взрослое мужское население. Предполагается, что старики, женщины и дети усилили бы демографический рейтинг старинных Чебоксар еще на две тысячи человек.

просмотров: 66

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.