Календарь

Сентябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

07:20, 01.08.2019

Электроаппаратчики

Чт, 01.08.2019

По летописи электроаппаратного завода, основанного в Чебоксарах в самом начале Великой Отечественной войны, можно проследить историю столицы Чувашии почти за 80 лет. Так считают старожилы предприятия. Они поделились воспоминаниями, в которых тесно переплелись жизнь города и завода.

Глубокая осень 1941 года. В Чебоксары из Харькова, к которому подступали фашистские захватчики, срочно эвакуируется электромеханический завод. До войны он был единственным в Советском Союзе разработчиком устройств релейной защиты и автоматики. Когда эшелоны прибыли на железнодорожную станцию Канаш, мороз стоял под 40 градусов. Тяжеленные станки пришлось перегружать вручную и везти в Чебоксары на телегах и санях. На них же ехали и эвакуированные вместе с заводом специалисты — с семьями, детьми. От станции шла мощенная булыжником дорога. Чтобы дать передышку лошадям, часто останавливались, и путь, который сегодня можно осилить за час, растянулся на сутки.

В Чебоксарах разгрузились практически в чистом поле, чуть выше нынешнего главного корпуса ЧГПУ им. И. Яковлева. Встретили харьковчан хорошо. По воспоминаниям первого главного конструктора ЧЭАЗ Германа Эдельштейна, под цеха готовы были отдать любое помещение, предлагали даже Дом правительства. В итоге стартовые производственные площадки открыли в здании кооперативного техникума и в рядом расположенной часовне. Чтобы быстрее смонтировать оборудование, люди не спали ночами. Буквально через два месяца, в декабре, завод уже начал выпускать продукцию для фронта.

В 1942 году в Чебоксары прибыл ленинградский «Электрик». На базе двух эвакуированных предприятий был создан один завод (из-за секретности ему вместо названия присвоили номер — 654, а сами заводчане его именовали просто ХЭМЗа). Он стал выпускать автоматику для танков и самолетов, специальную морскую аппаратуру, магнитные станции. Эта продукция была настолько востребована на фронте, что к заводу прикрепили два военных самолета. Они доставляли запчасти из Чебоксар прямо на передовую.

Отделы нового предприятия возглавили прибывшие из Харькова и Ленинграда опытные инженерно-технические специалисты. А рабочих рук не хватало. Набирать их пришлось из окрестных деревень. Люди приезжали практически от сохи, в лаптях. Многие не знали русского языка, а эвакуированные не говорили по-чувашски. Но их объединило общее дело. Работали без отдыха, за себя и за ушедших на фронт отцов, мужей, братьев. К станкам вставали даже школьники. Самые маленькие, чтобы дотянуться, подставляли под ноги скамеечки или ящики. В 1944 году завод был награжден первым орденом — Трудового Красного Знамени.

Работы прибавлялось. Цехам не хватало энергии (для города электричество в ту пору вырабатывали заволжская дизельная электростанция «Водосвет» и торфяная электростанция). Аппаратчики придумали использовать для подачи тока энергопоезд на холостом ходу. Приподняли над землей паровоз, присоединили к нему генераторы: колеса закрутились — ток пошел. При особо срочных заданиях приходилось забирать электроэнергию у населения, обесточивать весь город, кроме больниц. Чебоксарцы понимали — это нужно для фронта. Не было тепла. Чтобы не замерзали жидкости в прессах и насосах, прямо в цехах разжигали костры.

Прибывающим на предприятие работникам нужно было где-то жить. Стали сооружать бараки чуть ли не у заводских стен. Затем приступили к строительству поселка на улице Богдана Хмельницкого. Каменщиков не хватало, приходилось самим учиться класть кирпич. На заводе даже вышло постановление о привлечении к строительству членов семей. После трудового дня люди шли на стройку — с детьми, престарелыми родителями. Каждый помогал в меру своих сил. Тут же на кострах готовили пищу, порой в общих котлах. Зато возвели два первых двухэтажных дома с печным отоплением и канализацией.

Завод и город жили как один организм. Требовался водопровод, в городском бюджете не было на это средств. Электроаппаратчики своими силами проложили от Волги до завода трубу — к ней тут же подсоединилось городское хозяйство. Стало не хватать напора — завод построил свою насосную станцию. Днем качал воду для себя, а ночью подавал ее в жилые дома.

На энергии электропоезда город жить не мог. Построили ТЭЦ. А централизованного тепла не было — Чебоксары довольствовались отдельными котельными да печами. Завод помог проложить теплотрассу, водопровод, открыть вторую ТЭЦ.

Первый корпус завода возводили пленные немцы в 1942 году. Сделали качественно. Колонны, на которых держалось здание, выложили из кирпича. Но все балки и перекрытия сделали деревянными (железобетона в войну не было). С увеличением объема производства нагрузка на помещения, где располагались цеха МШЦ-1 и С-2, выросла, и корпус стал трещать, вспоминал один из первых директоров электроаппаратного завода А. Буйволов. Надо было все менять, а остановка завода — катастрофа для народного хозяйства. Колонны без вопросов укрепили металлическими конструкциями. Обновлять перекрытия решили, не останавливая работы цеха. Над прессами сделали временные деревянные перекрытия, чтобы они, если обрушится балка, задержали ее и не дали упасть на рабочих. Дело рисковое. Директор, чтобы внушить уверенность стоящим у станков рабочим, сам стоял на перекрытиях, пока меняли потолки. И знал: если что-то случится, его посадят в тюрьму.

В 1944 году для пополнения завода кадрами Наркомат электротехнической промышленности издал приказ создать в Чебоксарах электромеханический техникум с дневным и вечерним обучением. Первое здание расположилось рядом с ЧЭАЗ, на улице К. Маркса. На следующий год в техникуме открыли электротехническую лабораторию. Обучали студентов и оснащали лабораторию заводские инженеры. Настоящей легендой электротехники стал доцент Харьковского электротехнического института, кандидат технических наук Арон Бреслер. Он в стенах завода создал первое реле для защиты высоковольтных линий электропередач, изобрел комплект КРС-121, первое многофазное реле, получившее название «реле Бреслера». В музее и сейчас имеется одна из модификаций реле Бреслера.

Война закончилась, но многие эвакуированные из Харькова и Ленинграда специалисты остались жить в Чебоксарах. Город стал родным для их детей, внуков. Электроаппаратчики построили свой детский сад, потом еще несколько детских учреждений. Открыли для подрастающего поколения пионерский лагерь «Березка». Для творчества и активного отдыха заводчан, да и остальных горожан появился на улице Ленинградской Дворец культуры электроаппаратчиков. На проспекте Ленина распахнули свои двери большая современная поликлиника, стационар, роддом. Появился даже свой яхт-клуб. Завод продолжал расти вместе с городом и прославлял его все новыми именами.

В 1960 году на Красной площади Чебоксар зажегся первый в городе светофор. Его своими руками собрал и запустил, подвесив на тросах, Григорий Иванович Карпилов, в то время работавший заместителем главного энергетика ЧЭАЗ. К главной площади столицы республики примыкали шесть улиц — К. Маркса, Ленина, Розы Люксембург, Союзная, Кадыкова и Калинина. Светофор сразу навел порядок в движении транспорта.

Слесарь-инструментальщик электро­­аппаратного завода Семен Миль­ман был одним из передови­ков производства. Выполнял за од­ну трудовую смену три нормы. Но вошел в историю совсем другим фактом своей биографии. Когда осно­­ватель «Микрохирургии глаза» в Че­бок­сарах Святослав Федоров по­нял, что для проведения опера­ций ему нужен искусственный хрус­та­лик, он обратился к Семену Яков­левичу. И простой слесарь за два дня разработал и изготовил пресс-форму для отлива хрусталика.

На ЧЭАЗ после войны трудился и Герой Советского Союза, летчик Федот Орлов.

Сегодня электроаппаратчики шутят, что их продукция применяется везде, где действует закон Ома, то есть везде, где по проводам бежит электрический ток. А Чебоксары благодаря продукции заводчан называют электротехнической столицей России.

просмотров: 956

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.