Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

05:01, 27.10.2015

Как всё начиналось

Вт, 27.10.2015

В эти дни 40-летний юбилей отмечает Чебоксарский тракторный завод — предприятие, с самого начала закрепившее за собой имя флагмана тяжелого промышленного тракторостроения страны и вошедшее в четвёрку мировых лидеров по производству бульдозерной техники. Размещение такого гиганта в столице Чувашии дало огромный толчок развитию города. Воспоминаниями о том, как это было, с читателями «ЧН» поделились первопроходцы «Промтрактора».

В конце 60-х годов наша страна приступила к масштабному освоению своих богатых природных ресурсов — нефти, газа, золота, руды и угля. Для их добычи требовались трактора, бульдозеры, трубоукладчики, которые до этого поставлялись лишь американскими и японскими монополистами. Руководством страны было принято решение производить такую технику у себя, но для этого нужно было найти подходящую площадку. Выбор пал на Чебоксары. Республика была густонаселённой и находилась в выгодном географическом положении: уже была железная дорога, мимо проходила автомобильная трасса М-7, но самое главное — огромной транспортной артерией являлась Волга. А ещё говорят, что очень помог в индустриализации своей малой родины наш всемирно известный земляк — космонавт № 3 Андриян Николаев.

«Прекрасно помню момент, как ночью 11 января 1972 года позвонил из Москвы первый секретарь Чувашского обкома КПСС Николай Вороновский. Он сообщил радостную весть об окончательном принятии решения о строительстве в Чебоксарах тракторного завода, — вспоминает Роберт Ильяной, в 1966-1975 годах возглавлявший отдел строительства Чувашского обкома партии. — В ту же ночь я начал обзванивать подрядные организации, чтобы уже утром того же дня техника выдвинулась в район деревни Кочаково и приступила к выемке грунта». 12 января была забита первая свая будущего завода.

Техники, которую должен был выпускать Чебоксарский тракторный, в стране ещё не было. Поэтому, рассказывает советник исполнительного директора «Пром­трактора» Иван Долгушин (в свою бытность начальник первого заводского корпуса, затем заместитель генерального директора объединения), в проектировании, строительстве и оснащении ЧЗПТ было задействовано 120 заводов и институтов Советского Союза. Чувашский коллектив тогда был как сборная страны: лучших специалистов к нам направили с волгоградского (тогда сталинградского), челябинского, павлодарского, липецкого, петрозаводского, владимирского, минского тракторных заводов. Создали «Саратовпромпроект», который занимался строительной частью, и харьковский «Гипро­трак­тор­сельхозмаш» (вёл технологическую часть).

Первый директор Чебок­сар­ского тракторного Виктор Тимо­феевич Десятов приехал из Волго­града, где возглавлял завод тракторных нормалей и деталей, а ещё раньше участвовал в строительстве Волго-Донского канала. Главный инженер Виктор Михайлович Ерилин вернулся в Чувашию (родом он из Алатыря) с Челябинского тракторного завода, где был заместителем начальника корпуса мощных тракторов. Ивана Долгушина судьба забросила в Чебоксары из Нижнего Тагила, с должности начальника цеха Уральского вагоностроительного завода (в годы войны с его площадей сошёл каждый второй танк Т-34). «Но с Чувашией, — рассказывает Иван Иванович, — я был знаком с детства: родился в селе Красная Сорма Оренбургской области, где русских было процентов 40, все остальные — чуваши. Когда начался набор на Чебоксарский тракторный, я посоветовался с отцом. А он мне и говорит: поезжай, чуваши — хороший и трудолюбивый народ. Когда я приехал в Чебоксары, на первом заводском корпусе, начальником которого меня назначили, как раз возводилась крыша. Залез я на неё, смотрю — кругом огромное поле, засеянное овсом. Колосилась и вся территория, где потом появился новоюжный район. И только вдалеке, примерно в районе нынешней «Ромашки», маячил единственный кирпичный дом».

Но время энтузиастов шло быстро. 30 декабря 1974 года в строй вступил первый производственный корпус — сдаточный (его начальником и был назначен Иван Долгушин). А менее чем через год, 25 октября 1975 года, с конвейера сошёл первый трактор Т-330. Эта дата навсегда вписана в историю как день рождения Чебоксарского тракторного завода. Колесо закрутилось, масштабы становились всё значительнее, на пике славы заводские проходные каждый день пропускали почти 30 тысяч человек.

«Если бы не было ЧЗПТ, то сегодня Чебоксары продолжали бы оставаться маленьким городком с населением в 250 тысяч человек», — убежден Евгений Тертышный, занимавший в 70-х годах пост заместителя начальника Чувашского территориального управления строительства. «Как только начал строиться тракторный завод, все объекты чувашской столицы стали планировать с учетом того, что они будут находиться в 700-тысячном городе. А это другой взгляд, другие лимиты. Тракторный завод — это не только производственные площади. Благодаря ему построено 7 общеобразовательных школ, 21 детсад, 21 общежитие, десятки жилых домов, крупные торговые центры, Новоюжный рынок с баней, Дом быта, отель «ДИС», медсанчасть на 600 мест, две поликлиники, детский медицинский центр, спорткомплекс, 3 профтехучилища, ДК тракторостроителей на 1200 мест и множество других объектов. Но самое важное — Чебоксары и Новочебоксарск получили мощные водопроводные магистрали: в столице был проложен самотечный Новозагородный канализационный коллектор протяженностью в 14 километров. Возведена в кратчайшие сроки ТЭЦ-2. Вот что сделал для развития столицы Чувашии тракторный гигант!» — с гордостью говорит Евгений Тертышный.

Спроси сегодня у любого чебоксарца, где находится проспект Тракторостроителей, и место его укажет каждый. Но знает ли ныне хоть кто-то, что ему пророчили иное название? Вот что вспомнил Иван Долгушин. По первоначальной задумке, от пр. И. Яковлева и до самой трассы на Новочебоксарск должен был бежать проспект 9-й пятилетки. А улица Ленинского комсомола именовалась тогда ул. Тракторостроя. Партком и главный инженер завода Виктор Ерилин посовещались и предложили горисполкому дать одной из улиц название в честь тракторостроителей. Считали, что увековечивать нужно не какой-то процесс в виде «тракторостроя», а работающих на заводе станочников, сварщиков, слесарей, экономистов — всех тех, кто называет себя тракторостроителями. Наверху с этим не согласились, но заводчане оказались упорными, создали штаб и начали бороться. И победили. Проспект 9-й пятилетки оборвали на том месте, где начинало строиться кольцо (позже рядом появился Дворец культуры тракторостроителей). А улицу Тракторостроя переименовали в ул. Ленинского комсомола.

Рассказал Иван Долгушин и другую интересную историю, касается она ДК тракторостроителей: «На ЧЗПТ пришёл новый директор Георгий Пилярский. Как-то он вызвал меня к себе (я тогда был его замом по соцвопросам) и говорит: «Иван Иванович, всё у нас есть, а вот объектов культуры нет». Стали думать, как это дело протолкнуть (в те годы много средств требовала оборонка, и на строительство объектов соцкультбыта пал запрет). А давайте, говорю, напишем письмо Брежневу. Да ты что, отвечает, нам с тобой за это дело мало не покажется. Я ушёл домой, а на следующее утро директор снова вызывает меня к себе: «Наверное, Вань, другого пути нет, собирай подписи». Мы написали обращение, пустили гонцов по цехам, общежитиям и набрали тысячу подписей за строительство ДК. Правда, письмо отправили не первому лицу страны, а председателю Совета министров СССР Тихонову. И вскоре получили от него резолюцию: в качестве исключения разрешить Чебоксарскому заводу промышленных тракторов построить три объекта — дворец культуры на 1200 мест, плавательный бассейн (он появился на ул. Хузангая) и лыжную базу.

Недавно совет ветеранов тракторного завода проявил инициативу и обратился к Главе республики Михаилу Игнатьеву с предложением присвоить ДК тракторостроителей имя Георгия Пилярского. А в память о первом директоре завода на территории предприятия вскоре появится бюст Виктора Тимофеевича Десятова.

Юбилей «Промтрактора» будет торжественно отмечаться в ДК тракторостроителей 30 октября. Собирается приехать бывший министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Александр Ежевский. К слову, 3 ноября он готовится отметить своё 100-летие.

просмотров: 118

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.