Зрители продолжают массово ходить на российские фильмы в кино
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Споры о качестве современного российского кино продолжаются из года в год. Однако в последнее время у сторонников отечественных фильмов появился железобетонный аргумент — внушительные кассовые сборы. Разбираемся, ходили ли зрители на российские фильмы в кино до того, как кроме них там ничего не осталось, и говорят ли миллиардные сборы о качестве картин.
С тех самых пор, как в российских кинотеатрах появились зарубежные новинки, зрители голосовали рублем именно за них, а отечественные картины лишь изредка прорывались в топ-10 по кассовым сборам. Например, в 2008-м среди самых популярных фильмов оказались «Адмиралъ» (18+) и «Самый лучший фильм» (18+), в 2011 году на восьмом месте появился «Высоцкий. Спасибо, что живой» (18+), а в 2012 году на том же восьмом месте разместились очередные «Три богатыря» (0+).
Знаковым для российского кино оказался 2013 год: впервые лидером проката оказался российский «Сталинград» (12+), собравший 1,7 миллиарда рублей, четвертое место заняли «Елки 3» (6+) со сборами в 1,2 миллиарда, а замыкал топ-10 спортивный байопик «Легенда № 17» (6+), собравший 923 миллиона.
Но все-таки 2013 год оказался скорее исключением из правил: уже в 2014 году первенство вновь перехватили голливудские новинки. Всё изменилось в 2017 году: выход картины «Движение вверх» (6+) о противостоянии советских и американских баскетболистов всего за несколько недель проката собрал более миллиарда рублей и обогнал вышедшую в том же году новую часть «Пиратов карибского моря» (18+). На третьем месте тогда, кстати, расположился «Последний богатырь» (12+) с 1,7 миллиарда рублей.
«Движение вверх» стал первым настолько успешным российским фильмом. Первым, но не последним
Скриншот: Кадр из фильма «Движение вверх», «Централ Партнершип» (реж. Антон Мегердичев, 2017).
Поделиться
После «Движения вверх» российский зритель начал больше доверять отечественным фильмам, и российские картины каждый год стали врываться в топ кинопроката: в 2018 году в топ-5 оказался новогодний «Полицейский с Рублевки» (18+) и «Лед» (12+), а в 2019 году «Холоп» (18+) обогнал финал «Мстителей» (18+) и ремейк «Короля Льва» (6+).
В 2020 году кинотеатры переживали один из сильнейших кризисов: из-за пандемии залы оказались закрыты больше чем на полгода. В итоге, по данным «Фонда Кино», посещаемость сократилась почти на 60%, а объем рынка кинопроката упал на 32,6 млрд рублей. Но и тогда самым кассовым фильмом года стал «Лед 2» (6+).
Едва оправившись от пандемийного года, кинотеатры столкнулись с новой проблемой: в 2022 году, после начала СВО, из России ушли крупные американские студии, оставив российского зрителя без голливудских новинок. Это склонило чашу весов на сторону российского кино: впервые отечественные фильмы собрали больше зарубежных в прокате. 2023 год окончательно закрепил статус-кво в кинотеатрах России.
Инфографика: Юрий Скулыбердин / Городские порталы
Поделиться
Если посмотреть на фильмы, лидирующие в прокате за последние десять лет, то в первую очередь это семейное кино, комедии, а также картины, вызывающие ностальгию. Еще лучше, если все эти три направления объединены в одно. Главное тому подтверждение — безоговорочный чемпион проката, «Чебурашка» (6+), вобравший в себя все эти три пункта.
Культовый персонаж вернулся на экраны в новогодние каникулы в 2023 году и тут же стал настоящим феноменом: чуть больше чем за неделю семейная комедия собрала 2,9 миллиарда рублей в прокате. Ажиотаж можно было увидеть своими глазами: внутри кинотеатров выстраивались очереди, в которых стояли как дети, так и пенсионеры.
— Успех этого фильма довольно очевиден: это узнаваемый многими поколениями персонаж. На фильм приходили родители с детьми, бабушки с внуками, — объяснял тогда успех фильма генеральный директор кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин. — Мы наблюдали, как люди в возрасте собирались сами и приходили в кино на «Чебурашку». Предположу, что они ностальгировали по своему детству.
В итоге «Приключения Чебурашки» принесли кинотеатрам более 7 миллиардов рублей — это абсолютный рекорд не только среди российских, но и среди зарубежных картин, которые показывали у нас в кино.
Никто так и не смог повторить кассовый успех «Чебурашки»
Скриншот: Кадр из фильма «Чебурашка», «Централ Партнершип» (реж. Дмитрий Дьяченко, 2022)
Поделиться
Второе и третье место по сборам занимает дилогия «Холопа»: комедия Клима Шипенко с Милошем Биковичем о мажоре, очнувшемся в средневековье, вышла в 2019 году. Вышедшее в январе 2024 года продолжение понизило возрастной рейтинг и привлекло еще больше зрителей.
Замыкает четверку самых кассовых российских картин «Движение вверх». Продолжая идею экранизации спортивного успеха страны, авторы сняли новую «Легенду № 17» об олимпийском чемпионате по баскетболу и «волшебных» трех секундах, которые привели советскую сборную к победе.
Весь топ-10 самых кассовых российских фильмов выглядит так.
Инфографика: Юрий Скулыбердин / Городские порталы
Поделиться
Можно ли считать, что большие сборы гарантируют то, что фильм получился хорошим? Ведь на то, пойдут ли зрители в кино, влияет огромное количество факторов.
Например то, когда именно выходит фильм: многим картинам, собравшим больше миллиарда рублей в прокате, помог старт в самый прибыльный сезон в году — в начале января. Именно в новогодние каникулы зрители смотрели «Викинга» (18+), «Движение вверх», двух «Холопов», «Чебурашку» и «Последних богатырей».
Но релиз в январские каникулы не всегда гарантирует огромные сборы. Например, фантастическая драма Федора Бондарчука «Вторжение» (18+), вышедшая в прокат 1 января 2020 года, так и не смогла добраться до рубежа в один миллиард рублей (у фильма было три месяца до начала пандемии, так что коронавирусом малый интерес аудитории не объяснить). В то же время киноновинка «Мастер и Маргарита» (18+), стартовавшая в этом году уже после каникул, продолжает лидировать в прокате и собирать второй миллиард рублей.
«Мастер и Маргарита» лидирует в прокате уже третью неделю
Скриншот: Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», «Марс Медиа Энтертейнмент» (реж. Михаил Локшин, 2024)
Поделиться
Экранизация главного романа Булгакова в целом показывает интерес зрителя к отечественным фильмам. О том, что в России хотят смотреть наше массовое кино, также считает заместитель редактора портала «Кинобизнес» Евгений Володин.
— Рост доходов российского кино напрямую отражает интерес публики к отечественному продукту. Честно говоря, я сам забыл, когда последний раз смотрел иностранное кино, — заявил Евгений Володин.
Помог российскому кино и уход зарубежных киноновинок: желание сходить в кино у зрителя осталось, а вот самого кино — нет. Здесь на помощь кинотеатрам пришла поддержка государства, которая началась еще в период коронавируса.
— В пандемийный 2020-й и последующие за ним годы государство осознало, что может потерять киноиндустрию, и начало вкладывать деньги в кино: поддерживало в том числе и кинотеатры ссудами, кредитами и отсрочками по долгам, но в основном вкладывалось в кинопроизводство, — рассказал Евгений Володин, — Поскольку среднее время производства фильма больше года, вот сейчас эти деньги и начинают работать.
Но ни деньги государства, ни удачное время выхода, ни отсутствие конкуренции не спасут плохое кино. И здесь огромный ажиотаж зачастую показывает, что фильм чем-то цепляет аудиторию.
— На плохое кино зритель не пойдет, равно как и на заумное — сюда можно смело отнести весь артхаус, например, — считает Евгений Володин.
Судя по зрительским рейтингам на «Кинопоиске», многие фильмы из кассового топа действительно пришлись по душе зрителям. А вот окажутся ли они народными и станут ли их пересматривать спустя несколько лет — покажет только время.