Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

18:34, 30.08.2014

Еврейское полено в россиянском вареве, или как руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области помогла государству Израиль

Не так важно, что еврейская воскресная школа в миллионом русском городе получила 200 тысяч бюджетных средства при разрушенных сельских ДК, важно то, что в областном правительстве недоучки и дилетанты занимаются вопросами региональной этно-конфессиональной политики

Не так важно, что еврейская воскресная школа в миллионом русском городе получила 200 тысяч бюджетных средства при разрушенных сельских ДК, важно то, что в областном правительстве недоучки и дилетанты занимаются вопросами региональной этно-конфессиональной политики

Не так все хорошо в правительстве Алексея Гордеева с культурой и гуманитарными проектами. И это, к сожалению, данность. А это, в свою очередь, порождает много вопросов среди значительной части культурной общественности области. Потакание региональной власти ученикам Марата Гельмана уже привело к недовольству противников пришлых культуртрегеров, созданию и активной деятельности «Культурного фронта». Основные мысли автора на этот счет уже были отражены в статье «Как изрусела воронежская культура», где был поставлен диагноз культурной политики областного правительства. Политика, которая все больше и больше имеет русофобские очертания. При этом многие региональные чиновники обиделись на содержание статьи (см. Как изрусела воронежская культура). А особенно Елена Николаевна Ищенко, новоявленный руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области. Но, к сожалению, прошло не так уж много времени, как наши прогнозы по поводу космополитизма государственной культурной политики в регионе, что теперь бюджетное одеяло потянут не в русскую сторону, оправдались.

Не случайно язык либеральной русофобии, всячески вымарывает сам факт преобладания государствообразующего народа в русском регионе

Десятого июня 2014 года Департамент культуры и архивного дела Воронежской области объявил конкурс по отбору проектов социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий в рамках подпрограммы «Этнокультурное развитие Воронежской области» государственной программы «Развитие культуры и туризма». А за день до этого руководитель департамента Е. Н. Ищенко своим приказом определила, что конкурс будет проводиться по двум приоритетным направлениям: «развитие и укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений» и «сохранение и защита самобытности, культуры языков и традиций народов Российской Федерации». Трудность, которую испытывала Елена Николаевна в определении приоритетов, выдаёт не только совершенно неуклюжее словосочетание – культура языков (что сие означает непонятно, ведь есть устойчивые понятие культура речи, которое вряд ли подходит к данному контексту), но и глобальность взятых на себя обязательств.

Заметим, что «защита прав национальных меньшинств» в Уставе Воронежской области отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и региона. А согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). Какая из них будет облагодетельствована по итогам конкурса, об этом речь впереди. Но на всякий случай специально для Елены Николаевны сообщаем, что около 80% населения России составляют русские. А русский язык является родным для 92 % населения. По данным Воронежстата, на территории нашей области проживают люди 178 национальностей, в том числе 89 национальностей с численностью 15 человек и более, 34 – единичные (по одному человеку).

Но если бы группа из 15 человек или даже один человек – представители нацменьшинств подали заявку на конкурс, у департамента не нашлось бы формальных причин для отказа. Приоритет, обозначенный Ищенко безразмерен в своей любви к инородцам. К наиболее многочисленным национальностям, проживающим в нашем регионе, относятся: русские (95,5%), украинцы (1,9%), армяне (0,5%), цыгане (0,2%), азербайджанцы (0,2%). Это из справки. Но на наш взгляд, абсурден сам язык статистики, уравнивающий русских с «многочисленными национальностями». И совсем не случайно язык либеральной русофобии, всячески вымарывает сам факт преобладания государствообразующего народа в русском регионе.

И ещё одна замеченная статистиками тенденция. По сравнению с итогами переписи 2002 года доля русских, проживающих на территории области, увеличилась на 0,9 процента. Казалось бы, если власть русская, а при абсолютном русском большинстве она, по идее, не может быть другой, за эту тенденцию и надо бы ухватиться. Как это делает, к примеру, Израиль, который проводит в отношении нееврейской части населения только политику ассимиляции. При канцелярии главы правительства работает управление по переходу в иудаизм (оно так и называется) с ежегодным бюджетом в десятки миллионов шекелей. А на интеграционные программы для неевреев государство Израиль не потратило ещё ни одного шекеля. Русское национально-религиозное меньшинство (более 80 тысяч человек) десятилетия бьётся за то, чтобы открыть в Израиле русскую национальную школу. Но, увы, в Израиле ведется учет граждан еврейской, арабской, друзской, бедуинской, армянской национальностей. А всех славян, проводят по этому ведомству как «неевреев», «членов еврейских семей» и «национальность не установлена».

В своё время председатель Правления Русского информационно-культурного центра в государстве Израиль Анатолий Герасимов пытался повлиять на израильское правительство через российскую еврейскую общественность. «Я лично встречался и с господином Берл Лазаром (ФЕОР) и с руководством КЕРООР, - пишет Герасимов, - но как сказал один из ближайших помощников главного раввина Лазара «у российских евреев нет никакого стимула заниматься проблемами русских в Израиле». Евреи в России и без того обласканы на всех уровнях власти. В то время, как в самом нашем государстве к русским людям относятся не намного лучше, чем в Израиле».

За счет русского налогоплательщика, а их в Воронежской области 92 из ста, мы будем развивать самобытную культуру по сути маленьких групп населения

Но вернёмся к конкурсу. По условиям, участниками его могут быть некоммерческие организации, осуществляющие на территории Воронежской области в соответствии со своими учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пп. 9 и 14 статьи 6 Закона Воронежской области от 06.10.2011 № 134-ОЗ «О государственной (областной) поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Воронежской области». Из этих пунктов впрямую к этнокультурному развитию можно отнести только пункт 14 - «укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии». А из условий предоставления субсидии отметим «обязательство социально ориентированной некоммерческой организации по софинансированию целевых расходов на реализацию программы (проекта) в размере не менее пяти процентов общей суммы целевых расходов на реализацию программы (проекта)». Пресловутый принцип софинансирования, как видим, играет и в делах некоммерческих объединений важную роль.

Победителей конкурса департамент культуры и архивного дела Воронежской области объявил 13 августа 2014 года. «В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии от 11 августа 2014 года № 1, путем открытого голосования членов конкурсной комиссии принято решение определить первые четыре места в рейтинге в качестве призовых и, соответственно, программы (проекты), их занявшие, признать победителями конкурса». Среди победителей проект «Толерантный театр» (ВООБО «Многодетная семья»), проект «Воронежская область нашей мечты!» (ВРОД поддержки соотечественников), проект «Международный фотофестиваль «Образы истории» (ВРК ПОО «Наша история»).

Особняком в этом перечне победителей стоит, занявший, между прочим, второе место в рейтинге - проект «Развитие еврейской воскресной школы г. Воронежа». Поскольку это единственный проект, отвечающий второму приоритету «сохранение и защита самобытности, культуры языков и традиций народов Российской Федерации» есть большие сомнения, что на самом деле было первичным. Скорее всего, сначала родился проект, а потом уже под него «подогнали» приоритет. Представила его Общественная организация региональная национально-культурная автономия евреев Воронежской области (ООРНКА евреев Воронежской области), которая предпочла не «светиться» в информации об итогах конкурса.

В описании же проекта сказано: «Цель проекта: приобщение детей к непреходящим человеческим ценностям через знакомство с национальной культурой и традицией». Среди задач проекта, кроме откровенной - «возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов еврейского народа Воронежской области» (ни много ни мало, а именно народа области!), скромно в конце значится и такая – «создание и развитие атмосферы межнационального взаимопонимания и согласия». Общая стоимость проекта 698 тыс. руб., объем привлеченных внебюджетных ресурсов - 498 тыс. руб., запрашиваемый объем бюджетной субсидии: 200 тыс. руб.

В описании проекта сказано: «На сегодня в г. Воронеже проживает более трех тысяч евреев и членов их семей. Быть евреем – это не только принадлежать к еврейской национальности, но еще и разделять культуру, традиции, образ жизни своего народа, его представления о мире». «Проект направлен на развитие еврейской воскресной школы г. Воронежа, в которой детям преподаются иврит, история, культура и традиции еврейского народа, являющегося одним из этносов, издревле проживающих на территории Российской Федерации». «Национальная и народная культура имеет глубинное экзистенциальное значение, с ее исчезновением теряется смысл существования любого народа на земле. Таким образом, именно национальные организации обязаны быть барьером на пути возникновения в менталитете подрастающего поколения деструктивной тяги к потреблению и бездуховности».

Формально всё правильно. По существу же получается, что за счет русского налогоплательщика, а их в Воронежской области 92 из ста, мы будем развивать самобытную культуру по сути маленьких групп населения, которые имеют наглость называть себя «народами Воронежской области» «издревле проживающими» здесь, хотя в нашем регионе евреи появились во второй четверти XIX века. Государство вместо укрепления государствообразующего народа из всех сил хочет растворить русский этнос в россиянином рассоле. Ущербность такой политики видна на фасаде Воронежской технологической академии, здании бывшей мужской гимназии, где к уже имеющимся недавно установили мемориальную доску известному литературоведу и критику Борису Эйхенбауму. Понятно, что евреи отметили своего. Остальных (а это выдающиеся имена!) просто проигнорировали. Но если бы русским наконец-то пришла в голову мысль установить доску на этом же фасаде, они бы, конечно, не забыли бы и Эйхенбаума.

На бюджетные средства воронежские еврейские дети отметят и День независимости Израиля, того самого государства, где с русскими детьми не очень-то церемонятся

Конечно, нет уверенности, что окно возможностей в виде указанного приоритета откроется в другой раз для других нацменьшинств. Есть у меня подозрение, что в данном случае еврейская диаспора воспользовалась особым расположением к ним нынешней власти и не упустила свой шанс. Нам уже приходилось писать о том, что такого непропорционально большого присутствия евреев во властных и около властных структурах наш регион не знал никогда. Спрашивается, а почему комиссия проголосовала за этот, явно выламывающийся из общего ряда проект? Во-первых, состав комиссии на две трети — люди зависимые от власти. Как им сказали, так они и голосовали. Кто-то просто побоялся испортить отношения с влиятельной еврейской диаспорой. Ведь запросто можно было угодить в антисемиты. Кому-то важно было создать прецедент. И он создан. Завтра любая из национальных диаспор попытается за бюджетный счет решить свои проблемы и формально её трудно будет отказать.

Что касается воскресной еврейской школы. Само сочетание звучит немного странно. Поскольку евреи не признают воскресение Христа в их календаре нет такого дня недели. На языке иврит для дней недели нет особых наименований, и они называются: день первый, день второй, день третий, и т. д. День шестой называется также кануном Субботы (эрев Шаббат ), а седьмой день - Субботой, Шаббат. Воскресной свою школу евреи назвали в подражание многочисленным христианским воскресным школам, которые не скрывают своего религиозного содержания. И, являясь таковыми, не надеются на бюджетное вспомоществование.

Но, если посмотреть учебный план еврейской воскресной школы, описанной в проекте, то в основном он состоит из подготовки и празднования религиозных иудейских праздников Рош-a-Шана, Суккот, Хануки, Хануки , Пурим , Песах . Понятно, нигде об этом не сказано, религиозные иудейские концы тщательно спрятаны от придирчивых глаз. Кстати, отметят дети и День независимости Израиля, того самого государства, где с русскими детьми не очень-то церемонятся. А вот День образования Еврейской автономной области для школы, увы, не праздник. И это не случайно. Вся система еврейского образования, как и вся еврейская российская диаспора находится под контролем международных еврейских организаций, главная задача которых всячески препятствовать процессу ассимиляции евреев.

Кстати, в России действуют около 600 еврейских организаций.
И вторым по важности после благотворительности направлением деятельности еврейской общины России является еврейское образование.

Свод еврейского законодательства «Шульхан арух» предписывает: «Начальные школы должны быть в каждом городе; если же где-нибудь их нет, то жителей этого города предают херему (отлучению), пока не пригласят учителя». Одна из основных заповедей Торы звучит «и занимайтесь ею (Торой) днем и ночью», «и обучай ей (Торе) сына своего». Еврейское традиционное образование существует уже несколько тысяч лет. Мудрецы постановили, чтобы в каждом городе, где живут евреи, должен быть меламед, который учит детей. Написано в Талмуде: «Если в городе нет меламеда, то прокляты все жители города…». Вот как формируется цель такого образования на сайте одного из еврейских образовательных центров: «Массы еврейского населения остались далеки от традиции, образования и воспитания. Процессы ассимиляции по-прежнему поражают все еврейское сообщество. Сейчас пришло время восстанавливать систему еврейского образования. Необходимо чтобы евреи в России узнали о своих традициях, вернулись к ним, восстановили связь с традиционным еврейским образованием (на примерах школ США, Израиля и всего остального мира)».

И пусть бы. Но, во-первых, на фоне разрухи, которая царит в нашей воронежской культуре, вспомните в каком состоянии находятся наши дома культуры, учить еврейских на бюджетные деньги детей Талмуду совсем уж как-то не по-государственному. Ведь нет никакой уверенности, что проект еврейской воскресной школы работает на межнациональное понимание и согласие. Об особенностях еврейского образования писал упомянутый выше Герасимов: «В первом классе школы им (детям - С.И.) только и говорят о том, какой хороший еврейский народ и чем ему обязан весь мир, и мы слушаем дома их восхищённые рассказы. Ведь они не отделяют ещё себя от своих сверстников по национальному признаку. Но уже во втором-третьем классах дети чётко начинают разделять себя на чистокровных евреев, евреев-полукровок и гоев».

Кстати, всё больше евреев понимают, в какую западню они попадают благодаря такому воспитанию. В 2008 году тель-аввивский историк Шломо Занд выпустил книгу «Кто и как изобрел еврейский народ» в предисловии к которой пишет: «Сегодняшние еврейские расизм и изоляционизм, к сожалению, порождены не только былыми гонениями и историческими катастрофами; они черпают немалую силу в еврейской мифологии и в долгосрочной этноцентрической историографии, которые по сей день продолжают формировать еврейскую коллективную память». Свой вклад в этот процесс внесла и Елена Николаевна Ищенко, за что, по-видимому, получит израильский орден. На этот счёт Шломо Занд пишет: «Чтобы понять сущность нынешней сионистской политики, следует заменить термин «репатриация» новым ключевым словом «диаспора». Источником израильской мощи является сегодня не рост населения страны, а обеспечение лояльности Израилю и его интересам еврейских учреждений и общин. Ничто не может нанести большего ущерба Израилю, нежели массовый переезд в Святую землю всех просионистски настроенных структур планеты. Для Израиля несравненно выгоднее их дальнейшее пребывание в «изгнании», в непосредственной близости от очагов власти ...

Так что, возможно вся эта история случилась согласно одному из законов « Шульхан Арух»: « Если еврей подбросил в печку даже только одно полено, пока в ней выпекался хлеб, хлеб разрешен и не называется «гойским хлебом». … Хлеб, приготовленный из круп (проса, кукурузы и т.д.) не называется хлебом, и как «гойское варево» он также не запрещен …» Нынешние руководители воронежской культуры не могли не знать, что как раз в еврейском глазу это полено будет заметнее всего. Но не удержались, пользуясь вседозволенностью и молчаливым согласием русского большинства.

просмотров: 584

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.