Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

18:43, 14.06.2020

Почему воронежский губернатор Александр Гусев в управлении областью выглядит убедительнее многих своих предшественников?

Пять основных причин политической эффективности главы региона на взгляд политолога и регионального эксперта.

Пять основных причин политической эффективности главы региона на взгляд политолога и регионального эксперта.


11 июня губернатор Воронежской области Александр Гусев выступил с ежегодным отчетом главы региона по итогам 2019 года перед депутатами областной Думы и широкой общественностью. Было названо много цифр, фактов, тенденций, свидетельствующих о поступательном развитии Воронежской области. И это было объективно и правильно. 


Вместе с тем, сами цифровые показатели нуждаются в комплексных обобщениях и выводах, в сравнениях, которые может представить в публичный дискурс только эксперт и политолог. Поэтому, рискну предположить, что власти Воронежской области впервые за много лет работают грамотно и сбалансировано. Без перекосов и непоследовательности. При этом я бы назвал пять причин того, что глава региона Александр Гусев управляет субъектом РФ достаточно профессионально, что не может не гарантировать эффективности и продуктивной результативности.


Причина первая: самодостаточность. Существует некий, поддерживаемый рядом местных экспертов, политический миф о том, что, дескать, Александр Гусев всегда находился в тени Алексея Гордеева. Думаю, что эти эксперты глубоко ошибаются, путая выражение «находится в тени», с с более емкими понятиями в управлении, такими, как субординация, институционализированное уважение одного политического актора к другому. В этой связи логично сказать следующее. Александр Гусев, как управленец, человек самодостаточный. Когда он был интегрирован в существующую областную вертикаль власти, то отвечал за вверенный ему большой участок работы (первый заместитель Гордеева, мэр Воронежа). Когда пришло время, и Гусев стал избранным губернатором, он с еще большей ответственностью взялся за дело и не допустил провалов в управлении отраслями и сферами субъекта РФ. Более того, по ряду принципиальных направлений развития области он нарастил имеющиеся результаты. К примеру, в 2019 году инвестиции в регион, которые составили 298 млрд рублей (104,5% к уровню 2018 года) стали более качественными.


Вторая причина: доктринальный подход в работе Александра Гусева. У нынешнего губернатора такая доктрина есть, и я ее бы обозначил как «созидательное переустройство». Кстати, любой серьезный политический лидер обязательно имеет свою доктрину и четко следует ей. Именно благодаря доктринам они и остаются в памяти. Доктрина губернатора преломляется затем в стратегию созидания и переучреждение институтов. Как пример стратегии стоит привести создание Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Центр» и ТОСЭР «Павловск», целью которых является старт процесса реиндустриализации региона. Переучреждение же институтов предполагает их переформатирование на полезность с кардинальным обновлением состава руководства и актива. Именно в рамках процесса переучреждения институтов идет кардинальная трансформация Воронежской областной Думы, Общественной палаты области и других структур и учреждений.



ОЭЗ "Центр"


Причина третья: выверенный политический курс Александра Гусева. Для того чтобы представить себе формирование политического курса, необходимо ввести два понятия: «политическая повестка дня» и «политические потоки». Так вот, повестка дня-это вопросы или проблемы общества, которые становятся актуальными в конкретный отрезок времени. И в этой связи есть два вида поставленных проблем («повесток»): те, которые находятся под контролем власти и решаются органами госуправления, и те, которые вырастают из общества, но пока еще не получили внимания со стороны власти.


И еще на выработку политического курса влияют три политических потока: проблемный поток (острые вопросы населения, которые необходимо решить), экспертный поток (мнения и подходы специалистов в решении этих проблем») и чисто политический поток, формирующийся из выборов, конкуренции политиков. В данном ракурсе, на наш взгляд, Александр Гусев стремится объединить две повестки в одну, не разделяя и не противопоставляя их, а считая их равнозначными. Далее, глава региона достаточно умело работает с тремя политическим потоками, вычленяя главные элементы при формировании политического курса.


Следствием этого политического курса являются правильно выбранные приоритеты в развитии в Воронежской области. Разумеется, все имеющиеся отрасли экономики и вся социальная сфера нуждаются в сбалансированном развитии. Однако на сегодня таких ключевых приоритетов несколько. Это, во-первых, масштабная инвестиционная деятельность, которая уже влияет и повлияет в дальнейшем на преодоление деиндустриализации региона. Во-вторых, это придание мощной динамики в развитии малого бизнеса, который становится основой среднего класса в субъекте РФ.  В-третьих, это повышение доходов населения области, являющихся важным механизмом в преодоления социального неравенства.


И, наконец,  это выстраивание эффективной обратной связи с населением, которая гарантирует социальное согласие в обществе. Таким образом, политический курс Александра Гусева стоит обозначить как курс на формирования «общества качественного благосостояния», с созданием легитимных перераспределительных механизмов за счет государственных усилий. Именно этот политический курс Александра Гусева микширует имеющиеся в региональном сообществе социальные неравенства и смягчает причины для социальных волнений и протестов.


20181129-pavlovsk_0_0.jpg


На фото: ТОСЭР "Павловск".


Причина четвертая: продуктивный политический стиль руководства. На наш взгляд, за 2,5 года сложился и политический стиль Александра Гусева. И здесь стоит учитывать ряд компонентов этого стиля. К примеру, если большинство его предшественников предпочитали полностью закрытый, или умеренно закрытый стиль в работе, то нынешний глава региона ориентируется на открытый стиль. Те, кому нужно попасть на прием к губернатору для решения вопросов развития производств или модернизации социальных учреждений, попадают быстро. Вне зависимости от статуса и должности. А не ждут аудиенции месяцами. Кроме того, для сегодняшнего главы региона политический стиль сопряжен либо с отсутствием конфликтности, либо с очень низким уровнем конфликтности. Гусев не конфликтует с представителями различных секторов общества, не «отжимает» бизнес и не ссорится с яркими персонами. На качество решений влияет и еще две переменные политического стиля: консультации со специалистами и совещательность по тому или иному значимому вопросу. В этой связи, Александра Гусева отличает экстенсивно консультационный стиль, желание глубоко понять проблему (его предшественники в большей мере ориентировались на ограниченные консультации) и предпочтение обсуждения узловых вопросов на продуктивных совещаниях. Все эти компоненты политического стиля доминирующего политического актора работают на Воронежскую область и его жителей.


Пятая причина: профессионализация политики и управления. Вся региональная государственная политика (с отраслевыми политиками) в Воронежской области ранее носила хаотичный, волюнтаристский характер. Это не только мое мнение, но и мое глубокое убеждение. И я готов это доказать. При Александре Гусеве выработка и реализация государственной политики на региональном уровне стала носить более профессиональный характер. И она строго подчиняется общему алгоритму принятия решений: интересы различных слоев и групп, приоритеты, учет рисков и издержек, четко поставленные цели развития, имеющиеся ресурсы, выверенные государственные решения.


Но самое главное: впервые за 25 лет кадровая политика, что свидетельствует о профессионализации управления, стала тяготеть в большей мере к идеалу меритократии. И это не может не радовать экспертное сообщество. Нет явных примеров наличия на различных ступенях властной иерархии области людей толковых и откровенных бездарностей. Последовательно осуществляется зачистка неэффективного офисного планктона, а новые специалисты на направления работы идут через открытые и прозрачные конкурсы. И главное - не помешать этому процессу. В ином случае, регион, ставший на путь движения в группу успешных субъектов РФ, рискует вновь откатиться к проблемным областям России.


просмотров: 1629

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.