В одном своем интервью Вы сказали, что у наших людей мало вкуса, и джазовую музыку они не знают, в лучшем случае Бутмана. Почему джаз пока не прорастет на нашей почве? И что с этим делать?«Усадьба Jazz» - это проект, ориентированный на людей достаточно образованных, продвинутых, космополитичных, открытых, ищущих, много читающих, посещающих выставки и так далее. Это люди одного культурного кода. Безусловно, они есть и в Воронеже. Именно они-то к нам и придут, потому что это их фестиваль.
Но мы делаем фестиваль с расчетом, чтобы приходили и другие люди, мы не стремимся к рафинированности. Есть зрители, которые мало что знают о джазе, но их привлекает атмосфера праздника – и не исключено, что полюбится и сама музыка. Пусть этот фестиваль будет для всех.
Поймите, что в Европе и США фестивальная история началась очень давно. Например, знаменитому французскому фестивалю в Монтрё – более 50 лет! А такие фестивали посещает огромное количество зрителей, именно поэтому люди там знают намного больше – имен, музыкантов, самой музыки - лучше в этом ориентируются. И у нас это случится.
Программа воронежского фестиваля уже известно, но хотелось бы, чтобы Вы представили гостей, потому что с каждым из них Вас связывает своя история.
С Нино Катамадзе начался наш первый фестиваль. Не побоюсь громкого заявления, но именно мы открыли Нино широкой публике. Я услышала ее в одном из московских клубов, и восхитилась – настолько она интересна, самобытна. И мы на свой страх и риск поставили на афише имя мало кому известной певицы рядом с Бутманом и Гараняном, что было, конечно, ломкой шаблонов. Она выступала в финале – и это был такой взрыв мозга! Люди уходили в состоянии измененного сознания! И Нино с тех пор стала талисманом «Усадьбы», ее резидентом. Она с восторгом приняла предложение выступить в Воронеже: «Маша, я с тобой!»
Трио израильского пианиста Омера Кляйна я услышала год назад в Израиле, в маленьком клубе в Иерусалиме. Это был шоу-кейс – руководителям крупных фестивалей представляли израильских музыкантов. Прослушивание шло три дня. Надо сказать, что в России ничего подобного не делают, а зря. Мне же очень понравилось трио Омера Клайна, это мой любимый формат – красивая, тонкая фортепианная музыка.
Квартет с американцами – это проект Николая Моисеенко, молодого саксофониста, на мой взгляд, одного из топовых джазменов страны. Николай очень серьезно относится к музыке, у него прекрасный вкус, он глубокий человек, при этом открытый к сотрудничеству, что и позволило сделать совместный проект с американцами. Это не постоянный состав, они собираются именно для воронежского фестиваля, что показывает: границ между русскими и американскими музыкантами нет.
Ну и конечно, , воронежцы, которые уже выступали на нашем фестивале несколько лет назад. Это очень круто, отличный уровень, этих ребят надо показывать в Европе, там зрители вполне подготовлены к пониманию такой музыки – сложной, странной, красивой и глубокой. Эти ребята живут в будущем, опережая свое собственное время, а такие люди должны быть всегда.
Вообще, «Усадьба Jazz» - это то, что человек обязательно должен пережить. Хотя бы раз в жизни. Знаете, как прыгнуть с парашюта, подняться на гору или что-то еще. Это событие, эмоциональный прорыв, который обязательно должен быть в жизни каждого.