10:32, 11.10.2023

Журнал Biophysical Review опубликовал обзорные работы сотрудников ВГУ

Сотрудники кафедры биофизики и биотехнологии опубликовали ряд обзорных работ в журнале Biophysical Review, входящем в топ-11 мировых изданий первого квартиля по дисциплине «Биофизика» по версии сайта Scimago Journal & Country Rank, который ранжирует издания, индексируемые в базах Scopus или Web of Science.

Обзор «Novel biocatalysts based on enzymes in complexes with nano- and micromaterials», авторами которого являются , , , , и , отражает современное состояние и перспективы получения гибридных биокатализаторов на основе природных ферментов и микро- и наноматериалов. Ферменты – природные катализаторы, значительно превосходящие по эффективности синтетические аналоги, идеальны для применения в биотехнологии, пищевой промышленности и медицине, являются нетоксичными и соответствуют тренду экологизации и переходу к «зеленой» промышленности. Однако, как и многие биологические объекты, они характеризуются низкой стабильностью, коротким периодом хранения и отсутствием возможности многократного использования. Перспективным решением этой проблемы является фиксация ферментов на различных микро- и наноматериалах, обладающих большой площадью поверхности, обеспечивающей доступность катализатора для реакционной среды, его стабильность и возможность циклического применения. В работе авторы рассмотрели основные материалы, которые используются для фиксации ферментов: наночастицы металлов и их оксидов, металлоорганические каркасные и пористые структуры, полимерные и магнитные частицы, а также наноразмерные материалы на основе природных соединений – белков, липидов и полисахаридов. Особое внимание в статье уделили собственным достижениям сотрудников кафедры в плане стабилизации цистеиновых протеаз – бромелина, папаина и фицина – с применением микро- и наноматериалов на основе хитозана.

Обзор «Mechanisms of UV-induced human lymphocyte apoptosis», авторами которого являются , Марина Холявка, Валерий Артюхов, , ) посвящён важнейшей проблеме биофизики клетки – установлению закономерностей клеточной гибели. В статье обобщены результаты многолетних исследований механизмов и путей реализации апоптотической гибели лимфоцитов периферической крови человека, индуцированной воздействием УФ-излучения. Изучение механизмов гибели клеток, выявление маркеров её типов, поиск способов их регулирования – ключ к пониманию закономерностей процессов морфо- и эмбриогенеза, поддержания клеточного гомеостаза, биологического действия физико-химических агентов, патогенеза различных заболеваний организма и разработке эффективных методов их лечения.