Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:10, 07.10.2016

Метафоры и контрасты. Что посмотреть на выставке «Политэкология» в Воронеже

Редакция РИА «Воронеж» выбрала самые символичные работы.

Философская выставка «Политэкология» московского художника и кинооператора Андрея Пашкевича открылась в воронежском музее имени Крамского в четверг, 6 октября. Выставка, приуроченная к Году российского кино, будет работать до 6 ноября.

В экспозицию вошло 60 работ автора, большая часть из них относится к политической теме, остальные полотна – абстрактная живопись, в них художник отразил интерес к категориям пространства и движения. Картины из серии «Политэкология» – философское осмысление политических и социальных событий в стране во времена перестройки и в постперестроечный период. Под некоторыми работами присутствуют комментарии художника.

По просьбе редакции РИА «Воронеж» вдова художника Грет ван Хаелст выбрала картины, наиболее полно отражающие символы того времени.

«Спаси и сохрани», 1990 год

Картина демонстрирует контрасты как в смысловом, так и в цветовом плане. Темные старческие руки, держащие православный крест, возвышаются как монумент на фоне роскоши Георгиевского зала Кремля.

– Это время после распада СССР. Люди страдали от того, что им нечем больше жить. И вот у них пенсионная книжка и жалкие деньги. Изображен роскошный Георгиевский зал, а люди очень страдали. Он хотел показать этот контраст роскоши и отчаяния, – говорит Грет ван Хаелст.

«Обманутая Россия», 1992 год

Еще одна картина, которую можно прочесть как текст. В ней автор использует доступные для понимания метафоры: ружье и водка – отчаяние, ваучер – обман, икона и портрет Сталина – исчезнувшие идеалы, нравственные ориентиры.

– Очень значимая картина «Обманутая Россия». Она насыщена деталями. Во-первых, на ней есть ваучер, а это обман был тогда, но люди этого не поняли. Он изобразил, как человек сидит без головы – как бы Россия без головы. Но там есть икона и по старым привычкам портрет Сталина. Для этой работы характерны мрачность, серые тона, – замечает жена художника.

«Натюрморт с яйцом», 1995 год

Сюжет демонстрирует нереальное появление первого Бориса Ельцина, первого президента России, из яйца. Элемент фантастики придает картине иронический подтекст.

– А вот здесь уже есть надежда. Эта картина немного повеселее. Яйцо лопнуло, и оттуда появился Ельцин. Это было в 1995 году, тогда были большие надежды, что что-то случится, и все повернется к лучшему. Эпоха Горбачева уже кончилась, люди бедные, еще сидят на хлебе и воде, но там, в тени, начинается формироваться СНГ. С одной стороны – распад, но с другой – сохранение дружеских отношений между союзными республиками, – размышляет Грет ван Хаелст.

«Реставратор», 1990 год

Первый портрет кисти Андрея Пашкевича. Посетители выставки смогут увидеть под картиной комментарий автора. Пашкевич описывал замысел работы так: «...я хотел изобразить Горбачева как реставратора, в его кремлевском кабинете: он открывает холст, снимает краску с портрета Ленина, а под ним находит изображение Николая II, его парадный портрет – так мне хотелось показать переосмысление времени через фигуру Михаила Сергеевича».

– Картина с Горбачевым выражает надежду, что он будет что-то делать, он смотрит в окно и он хочет что-то изменить. По своей сути это позитивная картина, – говорит Грет ван Хаелст.

Триптих «Экология» (первая и третья часть композиции – 1989 год, вторая – 1995 год)

Философский триптих повествует о судьбе великих держав. Первыми частями композиции стали «Москва» и «Ленинград», завершился триптих картиной земного шара на грани гибели.

– Андрей Пашкевич написал сначала Москву, которая тонет или возрождается, и это приобретает двойной смысл. И над этими храмами вдаль улетает самолет, потому что там что-то такое бурлит, что, возможно, лучше улететь. То же самое потом в Петербурге, там больше нет ничего, осталась только пустыня, люди покинули его. А затем он дополнил эту тему третьей картиной, где весь мир крутится-вертится, там все уже рушится, каркас его трещит по швам. Мы не знаем, куда мы идем, и последний паук покидает этот мир. Это такой страх. Есть картины, где есть надежда, а где больше переживаний, – рассказывает Грет ван Хаелст.

Справка РИА «Воронеж»

Андрей Пашкевич (1945 – 2011) родился в Москве в семье ведущего художника-постановщика киностудии имени Горького. Окончил ВГИК с дипломом кинооператора и несколько лет посещал курсы рисования народного художника Юрия Пименова. В художественном кино Андрей Пашкевич известен как оператор фильмов «Еще люблю, еще надеюсь», «Мы жили по соседству», в документальном кино – «Мой друг Отар Иоселиани», «Персонажи из деревни Перемилово».

Пашкевич был членом Международной федерации художников (IFA) и принимал участие в российских и международных выставках.

Источник: Воронеж, РИА
просмотров: 132

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.