Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

10:31, 10.06.2014

Как уберечь компанию от возможных потерь выручки

Согласно данным Росстата темпы роста проблемной дебиторской задолженности в России существенно увеличились.

Согласно данным Росстата темпы роста проблемной дебиторской задолженности в России в 2013 году увеличились со 104% до 121%, причем темпы роста «проблемки» покупателей перед поставщиками еще выше — с 102, 3% в 2012 году до 126, 8% в 2013 году. Оценивая текущую экономическую ситуацию и отдавая себе отчет в том, что в ближайшей перспективе радикальный изменений в лучшую сторону не будет, ожидается дальнейшее ухудшение платежной дисциплины. О том, как уберечь себя от возможных потерь выручки, мы поговорили с директором Ростовского представительства НФК Алексеем Качур, подтверждаются ли не самые хорошие ожидания относительно платежной дисциплины?

— Увы, да. В 1-м квартале 2014 года НФК приняла на факторинговое обслуживание 249407 поставок (13% от всех поставок, принятых на факторинговое обслуживание российским Факторами) в адрес 5 723 покупателей (34, 7% от общего количества покупателей, чьи поставщики в РФ используют факторинга). И с сожалением для себя по результатам оценки статистических данных по погашению задолженности в указанном периоде мы отмечаем ухудшение платежной дисциплины. Пока ситуация далека от кризиса неплатежей 2008-2009 годов, но признаки ухудшения есть.

— Какие это признаки? На что бизнесу надо обращать внимание?

— Во-первых, это увеличение количества просрочек. Конечно, они могут носить технический характер — 2-3 дня аккумулируются денежные средства компанией для расчетов с поставщиками, но следует обратить особое внимание, если они становятся регулярными. И стоит быть осторожным, поскольку политика закручивания гаек, когда вы пересматриваете условия контракта в части оплаты в сторону ужесточения, может привести к печальным последствиям — клиент уйдет к тому поставщику, который более лоялен и предлагает больше комфорта в оплате. Во-вторых, это требование клиента увеличить срок отсрочки — таким образом, многие могут фактически «узаконить» свои будущие ожидаемые или планируемые отсрочки. В нынешних условиях это нормальная мера, но для бизнеса она приведет к замедлению оборачиваемости, росту запасов товара на складе и, соответственно, снижению выручки. Тем не менее, это меньшее зло, чем, если вы не получите выручку за товар в принципе.

— А, такое тоже бывает?

— Еще как. Мы регулярно проводим различные маркетинговые исследования в тех или иных отраслях, и я вам скажу, что каждая вторая российская компания сталкивалась с неоплатами, и ей приходилось взыскивать задолженность через суд. Причем тут есть несколько нюансов. Одно дело, когда не оплачена поставка на 200-300 тысяч рублей, и это 1% от месячного оборота, и другое дело, когда это 2-3 миллиона рублей, что уже, например, 10%. Согласитесь, что размер ущерба несопоставимый. И еще есть такой момент, что даже если суд примет решение в вашу пользу, во-первых, до момента принятия решения пройдет до полугода, а, во-вторых, не всегда можно с неплательщика в принципе что-либо взыскать. Клиенты, которые не использовали безрегресный факторинг, вынуждены в случае неплатежа поставщика сами разбираться со своим покупателями, взыскивать через суд задолженности, и часто бывает так, что вместо полагающихся по договору поставки сумм или эквивалентных по стоимости активов, им достаются какие-нибудь сараи в удаленных уголках страны, полугнилые транспортные средства и прочий неликвид.

— Как уберечь себя от попадания в такую ситуацию?

— Есть несколько решений. Самое простое — это отказ от предоставления отсрочки. Но я уже сказал, что с точки зрения привлекательности рыночного предложения — это не самое лучшее решение. Есть такой инструмент, как банковская гарантия, когда банк, выдает по просьбе покупателя письменное обязательство уплатить поставщику денежную сумму при предоставлении им требования об ее уплате. История не очень простая, потому что вам нужно договориться с вашим клиентом, чтобы он пошел в свой банк и попросил его о подобной услуге. Если вы работаете на рынке поставщика, то еще куда ни шло, но вот если условия на рынке диктует клиент, то это решение по понятным причинам не подходит вообще. У страховых компаний есть такая услуга, как страхование дебиторской задолженности. Суть продукта очень простая — вы получаете страховой полис и в случае неоплаты страховая выплачивает вам возмещение. Но следует обратить внимание на следующие нюансы — для покрытия нужно передавать, как правило, весь торговый оборот, в период отсрочки нужно постоянно напоминать покупателям, что тогда-то подходит срок платежа и потом в случае чего доказать страховой компании, что вы эту работу вели. В целом это более удобный инструмент, чем банковская гарантия, но предложение его в наше стране в первую очередь ориентировано на крупный и сверхкрупный бизнес. Объясняется это тем, что клиентская база у такого бизнеса более или менее понятная, а бюро кредитных историй у нас в стране нет, а возможность выяснения с более мелкими и удаленным покупателями у страховых компаний отсутствует, так как нет для этого инфраструктуры. Наконец, есть такой продукт, как поручительство за покупателей. По сути это такая же страховка, но с более мягкими условиями — не обязательно передавать весь оборот — и это продукт для всех.

— Расскажите, как технически он работает.

— Очень просто. Вы отгружаете товар покупателям, факторинговая компания выдает вам поручительство до 90% от суммы поставки, и если по истечении срока отсрочки клиент не оплачивает вам товар, вы подаете в факторинговую компанию заявление на выплату поручительства.

— Что может быть препятствием для выплаты поручительства?

— Ну, например, не надлежащим образом оформленные документы по поставке. Но мы, начиная работать с той или иной компанией, четко и доступно излагает все требования, которые ничем не отличаются от требования законодательства РФ.

— Что-то еще?

— Если имел место товарный спор и возврат товара. Тогда сумма поручительства автоматически уменьшается на сумму возврата.

— Часто такое бывает?

— Нет, не очень. В большинстве случаев мы выплачиваем поручительство и стараемся до прецедентов неоплат не доводить — это еще одно из положительных отличий поручительства от страхования дебиторской задолженности. Если в случае работы со страховой вы вынуждены самостоятельно работать с дебиторской задолженностью, то факторинговая компания сделает это за вас.

— Но все-таки выплаты есть?

— Конечно. За последние 3 года мы выплатили поручительств на сумму более 700 миллионов рублей.

— Ого! Внушительная цифра.

— Ну, это нормально. Если мы выплачиваем поручительство, это не значит, что мы расстаемся с деньгами раз и навсегда. У нас есть специальное подразделение, которое занимается сбором просроченной задолженности, которое, кстати, вернуло нам практически всю задолженность, которая возникла в прошлый кризис.

— Кстати, много ли ее было?

— Скажу так. Сумма выплат по поручительству в 2009 году увеличилась у нас по сравнению с 2008 годом в 10 раз.

— Алексей, а вы сейчас наблюдаете какой-нибудь приток клиентов, которым интересно поручительство?

— Мы видим рост интереса к продуктам с рисковым покрытием. Нет, конечно, никто не побежал к нам или в страховые сломя голову, но интерес налицо. Радоваться этому или нет, покажет время.

— Спасибо!

Источник: НФК
просмотров: 263

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.