В олгограде случалось то, о чëм я последовательно и постоянно говорил с 2015 года: механизм концессий в критической городской инфраструктуре является неэффективным и, соответственно, нежизнеспособным.
Сегодня тепловые сети и система водоснабжения Волгограда фактически возвращаются под контроль государства. Никаких инвестиционных чудес от частника не произошло. Износ систем шëл столь же последовательно, как и при государственном участии, а, возможно, даже опережающим темпом.
Например, в водоснабжении какие-то инвестиции, согласно концессионному соглашению, были заложены только на первые три года, а далее десятилетие смехотворных сумм, даже близко несопоставимых с временами государственного управления горводоканалом. Таким образом можно условно считать это временем ускоренного износа инфраструктуры. Ни о каких 58 миллиардах обещанных инвестиций даже говорить невозможно, в лучшем случае это были 10 процентов от указанной суммы.
Когда я говорил, что нигде эта схема не заработала, мне с пеной у рта пытались объяснять, что я ничего не понимаю, что всë делают профессионалы, у нас точно заработает, мы какие-то уникальные. Ан нет, критическая инфраструктура не способна аккумулировать прибыль, она способна лишь поглощать средства на своë развитие и модернизацию. Когда финансисты хотят заработать на этом, то получаются коммунальные прорывы – один за одним, как в прошлом году в пойме реки Царицы, оставившим 200 тысяч жителей города без воды, канализации и отопления. Кстати, виновных до сих пор не нашли.
Надеюсь, волгоградская школа отдачи критической инфраструктуры в концессию послужит уроком неэффективности этого подхода к вопросу развития городов, и на наших ошибках будут учиться другие, ссылаясь на плачевный опыт Волгограда.
Впрочем, и самому Волгограду стоит сделать определëнные выводы, чтобы больше не наступать на эти грабли.
Фото: администрация Волгограда.