Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

18:01, 16.07.2021

Новая дорога в пойме: чиновники Волгоградской области предусмотрели любые риски

Очень много пишут пиар-текстов про Волго-Ахтубинскую пойму и, к сожалению, пиар подменяет юридическую составляющую, связанную со строительством новой дороги через дубраву. Но стоит понимать, что пиар создан для отвлечения внимания от возможности или невозможности решить вопрос в правовом поле.

Волго-Ахтубинская пойма в разы больше участка от Волгограда до Волжского, который СМИ называют поймой, причём участок от Волгограда до Волжского не относится к природоохранной зоне. Тот участок, на котором находится дубрава, относится к рекреационной зоне, а дальнейшая территория, по которой планируется прокладывать шоссе, относится к зоне агроландшафтов, вокруг врезаются участки зоны экстенсивного природопользования, а близ Средней Ахтубы есть куски буферной зоны. Природоохранная же зона начинается на 15 километров южнее тех мест, что в СМИ называются поймой.

Согласно разделу IV федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Соответственно, и природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» относится к особо охраняемым территориям регионального значения. Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в нашем случае администрацией Волгоградской области. Там же утверждают положение о природном парке. Но стоит отметить, что любые изменения режима охраны региональные власти согласовывают с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Конечно же законом рамочно обозначена защита природного парка, но конкретно описано в положении о природном парке.

Если, согласно положению о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", до недавнего времени было весьма проблематично вырубать деревья, то 23 июня нынешнего года и.о. губернатора Волгоградской области Евгений Харичкин издал постановление, которое позволяет проведение рубок лесных насаждений, в том числе дубов на земельных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Это постановление не могло быть не согласовано с уполномоченным федеральным органом, иначе оно будет быстро опротестовано.

Из-за того, что участок поймы, через который пройдёт дорога, относится к рекреационной зоне и зоне агроландшафтов, то в описании этих зон в положении мы видим, что запрещается строить линейные объекты, за исключением тех, что связаны с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов. А под «обеспечение функционирования» можно подвести что угодно, и в любом суде чиновники будут правы, поскольку это положение сами чиновники и писали, оставляя себе возможность маневрировать.

Чиновники готовы ссылаться и на «Лесной кодекс Российской Федерации», где в статье 112 написано, что в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. Защитой о гражданах чиновники оправдают любую рубку.

Минприроды в 2007 году выпустило приказ «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях», но и там в п.6 написано, что в лесах, расположенных на территориях природных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. А как мы помним, в положении о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма" написано, что рубить нельзя, кроме действий, связанных с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

По федеральному закону "Об экологической экспертизе" ввиду того, что природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" относится к особо охраняемым природным территориям регионального значения, государственная экологическая экспертиза федерального уровня ему не положена, и поэтому придётся ограничиваться экологической экспертизой регионального уровня, что дало чиновникам определенную свободу действий.

Как только появилось постановление за подписью Харичкина, на следующий день была поставлена подпись под актом № 2 выполненных работ на 85,7 млн рублей по разработке проекта дороги через Волго-Ахтубинскую пойму, в котором был отмечен факт проведения экологической экспертизы на 100 процентов. Конечно же все сроки выполнения проекта сорваны, подрядчик даже получил пятимиллионный штраф, но вопрос сроков и вопрос готовности и качества проекта – это немного разные "вселенные", хоть и близкие.

Дальше хочется взглянуть на пойму с точки зрения биосферного резервата ЮНЕСКО. В первую очередь ЮНЕСКО будет возмущаться действиями, которые проводятся в природоохранной зоне, но дорога находится в 15 километров к северу от природоохранной зоны, ровно поэтому на обращения граждан ЮНЕСКО даёт отписку, мол, конечно, озабочены проблемой, но пояснения по всем вопросам получите от руководителя бюджетного учреждения «Волго-Ахтубинской поймы», то есть от подчиненной тех самых чиновников.

В дубраве, в которой планируется вырубка, экологическая ценность ниже, чем в природоохранной зоне, но даже там находится гнездовье одного из 120 обитающих в пойме семейств краснокнижных белохвостых орланов. Стройка может выгнать птиц, заставив их мигрировать на юг поймы. Животные пытаются избегать близость с человеком, но они там жили тогда, когда людей не было в этой дубраве, к примеру, дачные поселки в дубраве еще 100 лет назад были лесом.

Остаётся большой вопрос о количестве планируемых под вырубку дубов, так ведомство Васильева сначала заявляло о 2 701 дубе, потом лично Васильев заявил цифру в 2 153 дуба, теперь господин Юрченко говорит о 3 600 дубах, в итоге никто не знает, какое конкретно количество дубов будет вырублено. Также на одном из совещаний звучала цифра в 30 000 деревьев различных пород, планируемых под вырубку. Компенсационные посадки – это хорошо, но без положенного обводнения поймы (чего мы давно не видели) это практически бесполезная работа.

Из интересной переписки чиновников, которую выкладывали в соцсети активисты, мне понравилось письмо заместителя руководителя Росприроднадзора Амирхонова, направленное директору департамента госполитики и регулирования в сфере развития ООПТ. Так он пишет о целесообразности рассмотрения альтернативных вариантов прохождения дороги, исключающих природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Таким образом, по его логике, получается, что можно найти какую-то альтернативу дороги, минуя пойму от моста из Волгограда, опустившегося в пойму, до моста из поймы в Волжский, кроме катапульты никаких других идей в голову не приходит. Если чиновник хотел запретить любую стройку, то так и надо было писать, а не пытаться без погружения в тему отправлять письма, которые выглядят издевательством над людьми.

Я понимаю, что есть вероятность того, что некоторые люди могут захотеть продолжить протестные акции, поэтому прежде чем продолжать, я бы советовал больше не полагаться на окружающих юристов, а изучить федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и стараться добуквенно его соблюдать, а также производить фото-видеофиксацию соблюдения закона, чтобы избежать достаточно сурового наказания согласно, статье 20.2 КоАП РФ, который уже одна из активисток уже испытала на себе.

Ключевые слова: Волжский, Волгоград, Экология
Источник: Город героев
просмотров: 760

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.