Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:42, 15.01.2021

В Волгограде завершена роспись храма Георгия Победоносца

В Волгограде завершены работы по внутренней росписи храма святого великомученика Георгия Победоносца.

Увидеть с улицы этот необычный храм невозможно. Он находится на закрытой территории завода «Красный Октябрь». И попасть сюда можно, только предъявив паспорт на заводской проходной и получив одноразовый пропуск.
Тем не менее службы регулярно посещают не только заводчане, но и жители ближайших к предприятию кварталов. Приход за годы сложился дружный, здесь ведётся разнообразная работа. Правда, в последние месяцы, как и везде, из-за пандеми приходская жизнь сбавила обороты, но не остановилась.


Настоятель храма иерей Виктор Титов как чуткий пастырь всегда на связи с прихожанами, продолжается совместная молитва, дистанционно проводятся занятия воскресной школы, работает уникальный клуб для страдающих наркозависимостью, а в самом храме продолжается благоустройство.
Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в храм Георгия Победоносца, полюбуемся изумительной, богатой, уникальной росписью его стен и познакомимся с главным художником – иконописцем Николаем Пачкаловым.

IMG 20210115 142051– Руководство металлургического завода
в 2005 году приняло решение восстановить храм, а затем в 2012 году возникла мысль о росписи интерьера. Мне было предложено выполнить эскизы к росписям. Обычно проект рисуется на бумаге, но двухмерное изображение не позволяет зрителю понять все композиционные особенности и сокращения перспективы. Поэтому выбрали более трудоёмкий и наглядный путь – расписать храм в миниатюре, выполнив два небольших трёхмерных макета интерьера.

IMG 20210115 142304
Пока переставлялись леса и подготавливались стены, стенописцы работали на других храмах Волгоградской митрополии, писали новые иконы, реставрировали древние образы, – комментирует Николай Пачкалов. – Самый большой перерыв в работе произошёл в 2016 году. Основная часть храма была завершена, и я уже думал, что алтарь и небольшое пространство под балконом клироса если и будут когда-то завершены, то уже не нами: необходимых средств ждать, казалось, неоткуда. Но… Великим постом 2019 года с первым архипастырским визитом храм святого великомученика Георгия Победоносца и завод
«Красный Октябрь» посетил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор. И внезапно благословил завершение росписи! Про себя я удивился словам Владыки. А буквально через несколько недель новое руководство завода выделило необходимую сумму на завершение проекта!

IMG 20210115 142127

Дорожка по небольшой аллее от проходной, слегка посыпанная утренним снежком, крыльцо, тяжёлые двери – и мы попадаем в другой мир.

Этот храм производит впечатление сказочной шкатулки с сокровищами. Время и пространство, визуально никак не сопоставимые с внешними формами, здесь приобретают совсем другое измерение, словно расширяются без каких бы то ни было пределов. Восточную стену занимает самая большая из всех композиций «Тайная Вечеря», гармонично вписанная в пространство над алтарём до самых сводов. Двенадцать апостолов, сидящих за столом, симметрично окружают свод входа во внутреннюю часть алтаря. Наверху, по центру, венчает эту композицию Господь, к груди которого склонился любимый ученик.

IMG 20210115 142820
Поражает удивительная гармония во всём: соотношение и переходы цветов, плавность линий, пропорции, сама живость изображений. Любовь и светлый творческий подход художника даже к мельчайшим деталям.
Здесь вас удивит птица (найдите её, она живет в Иерусалиме), здесь – деталь одеяния и даже серьга у служанки. Там – символы евангелистов, вписанные в архитектурные фрагменты их келий.
Везде жизнь, движение, мысль. И ни о чём не скажешь «мелочь». Всякая деталь искусно вплетена в историческое полотно, которое и составляет роспись. Непрерывную сюжетную череду, нимало не разбавленную нигде даже малейшим орнаментом.

Начав взглядом свой путь по этому сюжетному рисованому повествованию, вы в минуты забудете о той суете, что тревожила вас за порогом. Просто погрузитесь в тот период истории человечества, в те её вехи, что стали самыми значимыми для всей земной цивилизации. Созерцая это богословие в красках, хорошо понимаешь, как оно служило людям, не имеющим возможности читать. Да, многое зависит от художника. Богу только ведомо, что это за труд. Как он молится? Как ищет выражение каждого лика, мысль каждого персонажа? А лики здесь глубоко психологичны.
Посмотрите, например, на дев со свечами, сопровождающих юную Марию. Так и слышишь их слова восторга и благоговения! И каждая – живая, настоящая…
Посмотрите на детишек, забравшихся на дерево. Ну озорники! В их глазах – любопытство и ребячий азарт: «Ого! Кто это к нам на ослике? Почему весь город Его встречает?».

IMG 20210115 142547

– Это компактная роспись, – рассказывает Николай Пачкалов, – когда на минимальном пространстве размещено максимальное количество изображений. Отличается от более распространённого в провинции «эконом»-письма стилистики XIX века, где основную площадь занимает орнамент. Но она не только не давит, а буквально переносит в атмосферу Евангелия, в минуты перезагружает из мирского в молитвенное, созерцательно-вдумчивое состояние.

Расположена роспись по канонам, ярусами. Под куполом – Господь Вседержитель, на сводах – ангелы и евангелисты, ниже новозаветная история, двунадесятые праздники. И, наконец, ближе всего к нам чуть выше роста человека – подвижники, прославленные в лике святых, самые ближние из которых (они провожают нас при выходе из главной части храма, справа и слева от арки) – местночтимые святые: игумения Арсения Усть-Медведицкая, священномученик Николай Попов и ближайшие к храму соседи (им посвящены два ближайших храма) –праведный Иоанн Кронштадский и мученицы Вера, Надежда, Любовь и София.
Тихо. Светло. Небесно. И как-то по-домашнему уютно.

IMG 20210115 142235

– В алтарной части, которая скрыта иконостасом, изображён ряд святых отцов – богословов и учителей церкви, – продолжает Николай Пачкалов. – Пожалуй, именно эти святые собраны в алтарном пространстве впервые вместе. Некоторых великих подвижников помнят сейчас лишь те, кто знакомился с древней историей церкви, с удивительным богословием святых отцов. Ведь именно в богословских спорах с еретиками в первых веках христианства возник Символ Веры и другие, исполненные Духом Святым, догматические истины и литургические молитвы. Так, под образом явления Пресвятой Троицы Аврааму изображена композиция со службой святых отцов. В центре неё изображён престол, на котором стоят евхаристические сосуды и возлежит Младенец Христос. Слева и справа предстоят святой Иаков, первый епископ Иерусалима (литургия святого Иакова до сих пор служится в некоторых русских храмах) и святитель Игнатий Богоносец.
Далее на стенах изображены святые Киприан Карфагенский, Иустин Философ, Афанасий Великий, Климент Александрийский, на алтарной арке ветхозаветные первосвященники, праотцы и пророки: Мелхиседек, Аарон, Енох и Илия. Над жертвенником – святые Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Григорий
Богослов и Григорий Нисский. В южной части алтаря – Амвросий Медиоланский, Августин Блаженный, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Марк Ефесский.
Храм не настолько велик, мы не стали мельчить масштаб, стенопись должна быть хорошо читаема.
Хотя в некоторые традиционные композиции добавлены нехарактерные детали. Так, во время работы над сюжетом «Тайной Вечери» образовалось два пустых угла, требующих небольших пятен-акцентов. Художники эпохи Возрождения иногда фантазировали, рисуя посторонние детали, могли и кошку с собакой изобразить. Насколько наше решение удачно, решайте сами: в левом углу помещены широкий сосуд и кувшин с водой, какие обычно изображаются на другой иконе – «Омовение Господом ног ученикам». Так что это намёк на событие, произошедшее здесь же, в Сионской горнице, когда Господь подал пример своим ученикам, став посреди них как служащий. В другом углу разместился фонарь –намёк на скорое взятие Иисуса под стражу, когда Иуда приведёт отряд воинов с фонарями и оружием в Гефсиманский сад.
Приходите, посмотрите! Сколько найдёте ещё интересных деталей? Храм открыт каждый день.

IMG 20210115 142755

...За большим ажурным окном всего в каких-нибудь нескольких метрах от стен храма – разбитые 

фашистскими бомбами остатки стен довоенных заводских корпусов, ставшие теперь одним из памятников Сталинградской битвы. 77 лет назад здесь, на месте, где сейчас стоит храм, шли страшные бои. Обугленные руины, будто вписанные в иконописное предание, создают жуткий эффект.
А в храме склонивший голову на Кресте Господь словно говорит:
— Дети мои! Не допустите вновь! Не воюйте больше никогда! Не ссорьтесь, не ругайтесь, не мстите.
Научитесь же, наконец, не учинять разборки, не делиться на партии, а просто прощать.
Просто – любить… Если не хотите больше руин
и страданий.
Вот – Я. Ради вас. Смотрите на Меня.

Фото Константина Броневицкого, Николая Пачкалова и Влада Сосновского.
Полная версия публикации: журнал «Царицын православный», № 12 (20), декабрь 2020 г.

Ключевые слова: Волгоград
Источник: Город героев
просмотров: 584

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.