Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

14:21, 09.06.2016

Тотальный диктат

Эту реформу надо оценивать как будто она сдаёт ЕГЭ.

Никого ведь не интересуют широкие знания ученика по предмету, когда тест точно определяет количество набранных им баллов. Аналогично никого не разжалобит сладкоречие чиновников Минобразования, когда наши школьники проигрывают главные международные олимпиады и катятся вниз в общепризнанных рейтингах. Счёт на табло. Там же главная причина неудач. Пытаясь навести порядок, явно перетянули струны. Лишив школы и учителей остатков самостоятельности, запретив всякое отступление от методик и циркуляров, получили вязкую казённую среду, лишённую энергии развития.

Держитесь там!

С конца мая до середины июня российские школьники сдают ЕГЭ. По данным Рособрнадзора, в нынешнем году заявление на участие подали 750 тыс. человек, из которых 640 тыс. – выпускники школ этого года. Экзамены пройдут в 5776 пунктах во всех регионах России и 52 зарубежных странах, где учатся дети российских специалистов. Во всех аудиториях, где проводятся экзамены, будет вестись видеонаблюдение, причём в 83% аудиторий за детскими напряжёнными лицами можно наблюдать в онлайн-режиме. Контролировать процесс сдачи ЕГЭ будут более 1 тыс. общественных наблюдателей, более 2 тыс. онлайн-наблюдателей и 140 федеральных экспертов.

Похоже, эти меры приносят свои плоды: уже пять лет ЕГЭ проходит без громких скандалов. Ну отбили хакерскую атаку на экзаменационный сайт. Ну где-то выгнали пяток участников за попытки жульничать. Но уже не приходится возбуждать уголовные дела на 40 ростовских учителей, которые сдавали ЕГЭ вместо детей. А с Кавказа поменьше стало приезжать отличников со 100%-ным результатом, при этом говорящих с трудом. В январе 2016 г. опрос ВЦИОМ выявил среди россиян рекордный уровень доверия к результатам ЕГЭ: 80% учителей 11-х классов, 62% выпускников школ и 60% первокурсников считают, что результаты экзамена отражают «реальные знания учащихся». Парадокс в том, что именно 2016 г. называют последним годом существования ЕГЭ. Национальный родительский комитет даже предложил сделать Татарстан пилотным регионом, где ЕГЭ будет полностью отменён.

Впрочем, официальное образование от подобных оценок воздерживается. Тем не менее в нынешнем году из заданий по четырём предметам убрана тестовая часть. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов пообещал, что к следующему лету тестов не будет на экзаменах по физике, химии и биологии: «Сейчас ЕГЭ представляет собой письменную контрольную работу, которая проходит объективно и даёт возможность продемонстрировать реальные знания». А сочинение – главный камень преткновения в оценке знаний по русскому языку и литературе – вернулось в экзаменационную программу ещё в 2014 году.

Другим важнейшим шагом школьной реформы обещает стать внедрение новых программ повышения квалификации для учителей русского языка и литературы, которым Рособрнадзор планирует заняться уже нынешним летом. Предполагается, что число практических занятий в рамках этих дисциплин увеличится, а в будущем в ЕГЭ появится устная часть. 32 тысячи педагогов из национальных республик (Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Тувы) основательно прошерстят на знание правил русского языка и умение донести их до ученика.

Казалось бы, школьное образование реформируется в верном направлении. Но ведь точно с теми же уверениями о «велении времени» и «стремлении к эффективности» в своё время увеличивали количество теоретических дисциплин, делая ставку на методическую подготовку педагога, способного самостоятельно нарабатывать опыт.

– Педагоги просто устали от бесконечных изменений правил и реформ, которые на них обрушиваются, системе образования не хватает последовательности, – говорит председатель Межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов. – Ведь реализуется не всегда то, что изначально предлагалось. Например, у Рособрнадзора была здравая идея о проведении исследований компетенции педагогов. А что получилось? Нам в профсоюз жалуются педагоги из разных регионов, которых принудительно загоняют на некое тестирование.

Получается замкнутый круг. Международные олимпиады фиксируют, что уровень российского школьного образования падает. Чиновники от образования, чтобы отбиться от критики, затевают всё новые и новые проверки педсостава. В итоге учителю приходится тратить больше времени не на работу с детьми и повышение своей квалификации, а на тома бессмысленных отписок. С одной стороны, конкурс на педагогические специальности в вузы растёт, с другой – среди школьных учителей всего 13% мужчин. Это ясно говорит о том, что заработная плата в среднем образовании неудовлетворительная и от завинчивания гаек систему будут покидать наиболее способные кадры.

К сожалению, дискуссии о путях школьной реформы часто напоминают переливание из пустого в порожнее. Нужно ли вовсе отменить ЕГЭ, который заставляет школьника готовиться только по тем предметам, которые необходимы для поступления в вуз? Или его необходимо сохранить, чтобы детям не нужно было лететь через всю страну в Москву для сдачи экзамена? Стоит ли разорвать связку школьных выпускных экзаменов и вступительных испытаний в вуз, а лоботрясов отсеивать после первой сессии по результатам единого общероссийского экзамена за первый семестр? Или вернуться к идее государственного именного финансового обязательства (ГИФО) для оплаты высшего образования, который ставит рекордсменов ЕГЭ в более выгодное положение?

Качество школьного образования падает и по иным причинам. Российские дети учатся на 2–3 года меньше европейских сверстников. Учитель тотально зависим от вышестоящих структур. Преподаваемые знания должны удовлетворять религиозным, патриотическим и политическим предпочтениям властей. Вдобавок ко всему на образовании экономят бюджеты: классы по 40–45 человек давно стали нормой, а учитель-мужчина, если он не физрук или военрук, вызывает подозрение.

С чего начинается логика

Побывав в российской школе, не каждый гость и поверит, что среднее образование активно реформируется уже около 10 лет. Что власти в лице Министерства образования объявили войну формализму и косности в средних школах, хотят предоставить ученикам больше свободы, реально подготовить их к взрослой жизни. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявляет, что у нас хорошая начальная школа, однако качество образования теряется в старших классах. Если брать замеры ОЭСР, то Россия опережает США в исследовании PIRLS, где проверяется качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы. А в исследовании PISA, оценивающем научную грамотность и умение применять знания на практике, мы с каждым годом котируемся всё хуже. Летом 2015 г. российские школьники впервые в истории не завоевали ни одной золотой медали на Международной математической олимпиаде, заняв 21-е общекомандное место. Хотя ранее россияне побеждали 14 раз, но с 2007 г. у нас каждый новый год показатели хуже предыдущего.

Что происходит? Разучились обучать? Или настолько вырос уровень школьников Сингапура, Южной Кореи, Перу? Вроде бы и компьютерные классы в российских школах стали нормой, и самые передовые пособия доступны. Мало где учитель может, как раньше, обругать ребёнка и надавать ему дневником по щекам. Квалификацию педагога меряют не годами стажа, а тестами и собеседованиями. Но здесь же скрылась и ахиллесова пята российской системы: идея улучшить образовательную среду сверху неизменно доводит контроль до абсурда.

– В 90-е годы школы были куда более свободны, а значит, могли эффективно строить работу, – говорит завуч одной из школ Нижнего Новгорода. – В рамках своего бюджета мы приглашали любых специалистов, создавали секции, кружки. А сейчас я не имею права физкультурный зал сдавать вечерами, чтобы взрослые могли в футбол поиграть. Было восемь одобренных учебников истории, и мы сами решали, по какому преподавать предмет детям. В какой-то момент влияние министерства на нас стало минимальным, и они начали наращивать власть просто ради власти. Я два года не могу поставить теннисный стол: тётка в РОНО считает, что дети могут себе что-нибудь сломать. Учебник по каждому предмету один-единственный. По жалобам на отступление от учебного плана, пусть и ложные, учителя наказывают. Детей я могу принимать только по факту прописки: из дома №11 можно, а из дома №12 нельзя. Чтобы это обойти, всей семье приходится фиктивно снять в аренду квартиру у знакомых в «нужном» доме и там прописаться. Я должна взять на работу учителя, который глубже знает предмет, а не того, кто умеет вызвать интерес у детей. В итоге он что-то бубнит себе под нос сорок минут, а дети считают пташек за окном.

По словам директора Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Елены Кардановой, в школе основное внимание уделяется усвоению знаний, в меньшей степени формированию компетенций и совсем мало обучают применению знаний в жизни. В развитых странах пропорции обратные.

Получается, что дискуссия – это уже выход за рамки образовательного стандарта. А ведь без спора истина не рождается.

Разумеется, в любом комитете по образованию возмутятся: обратной связи с детьми посвящены горы методичек. Но как это работает на деле? Историчка спрашивает: «Дети, как вы думаете, маршал Жуков был великим полководцем?» – «Да», – хором кричат дети. А как они могут ответить иначе, если давно запрещены учебники, критически оценивавшие излюбленный метод «Взять к полудню, не считаясь с потерями»? Зато методист из РОНО уже ставит плюсик за «обратную связь».

Школьная реформа буксует, потому что, придумывая новые правила игры, Министерство образования не хочет всерьёз подумать: а как отзовётся хорошая идея в созданной им же системе? Многие ругали ЕГЭ. Но ведь плох не экзамен сам по себе, а превращение балла ЕГЭ в мерило эффективности всего. Учебный процесс превратился в чемпионат между школами. Чем выше был ЕГЭ, тем вероятнее директору разрешат набрать в следующем году два-три 10-х класса вместо одного. А это означает увеличение подушевого финансирования. И шанс для директора уйти «выше» – то есть в комитет. Ради этого он будет требовать балл ЕГЭ от своих предметников: манипулировать премиями, угрожать увольнением. А те будут гонять детей по тестам вместо системного изложения материала.

– Сегодняшние школьники обычно не в состоянии объяснить, почему одни государства процветают, а другие нет, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – История России преподаётся вне контекста мировой. Нет даже попытки объяснить, за счёт каких институтов Запад доминирует последние 500 лет. Ведь в XVI веке 19 из 20 крупнейших городов находились на Востоке, где наука и промышленность были на голову выше европейских. А Европа тех времён – это чума, феодальная раздробленность, турки перед воротами Вены. Так за счёт чего всё поменялось? Почему Северная Америка оказалась более развитой, чем Южная? Ведь её и открыли позже, и рабов под рукой не было, и золота с серебром кот наплакал. Учителя и методисты боятся произносить эти слова: конкуренция, гарантия собственности, трудовая этика. Хотя я уверен, что им не давалось команды сверху. Насаждаемая в образовании вертикаль сделала их мышление мелкочиновничьим: раз Запад ввёл нам санкции, мы ему отомстим – не станем давать его историю. На самом деле вредим только себе.

Военная тайна

Профессора Стэндфордского университета Эрик Ханушек и Деннис Кимко в России почти никому не известны. Хотя их исследования касаются наиважнейшего для нашей страны вопроса: зависимости экономического роста от качества школьного образования. В 2011 г. исследователи писали: «Различия в качестве рабочей силы важны для экономического роста; эти различия связаны с функционированием системы школьного образования, но не обязательно с объёмом ресурсов, выделяемых на школьное образование в той или иной стране. И наконец, качество образования оказывает важнейшее влияние на экономический рост». Ханушек и Кимко отмечают влияние на экономику продолжительности обучения в школе, а в развитых странах это 12–13 лет. Вроде бы и у нас в 1990-е годы планировали увеличить школьную программу на год-другой. Но решительное «нет» тогда сказало Министерство обороны, которому такая реформа сорвала бы призыв. Сегодня на эту тему даже заикаться никто не пытается, дабы не получить обвинение в снижении обороноспособности Родины. Ведь есть вещи поважнее экономики.

Большая перемена

Со школьной программой происходят, казалось бы, необъяснимые вещи. Вроде бы мы хотим удваивать ВВП и догонять чьи-то экономики. Смотрим образовательный стандарт по экономике и не видим там ни Адама Смита, ни Альфреда Маршалла, ни Милтона Фридмана. Даже слова «банки», «инвестиции», «кредиты» надо ещё поискать. Зато ученику необходимо сформировать «систему знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе». А как можно изучать теорию матриц, не зная «дважды два»? В современном мире экономика неотделима от права, но в российском «особом пути» это абсолютно независимые дисциплины.

Было время, природоведение давало ребёнку зачатки естественно-научного сознания, которые потом оттачивались полноценными курсами ботаники, зоологии, анатомии. Сегодня всё это сокращено в разы и закачано в курс биологии. В некоторых школах этот предмет проходят по учебнику для 10–11-х классов под редакцией академика Юрия Алтухова. Во вступлении к нему говорится: «Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор… Наука постепенно приходит к признанию истинности Священного Писания». Темы уроков созвучны названию параграфов: «План сотворения», «Невозможность самозарождения жизни», «Бездоказательность гипотезы эволюции». Из них ребёнок узнаёт, что все негроиды – потомки сына Ноя по имени Хам. А хищники стали охотиться на зайцев и косуль после Потопа из-за грехов людей. Но, умножая сакральную массу на божественное ускорение, мало кто может вспомнить хоть одного крупного биолога из России за последние 20 лет.

По данным опроса ВЦИОМ, 20% россиян считают, что концепцию Дарвина нужно вообще исключить из школьных учебников биологии. А 65% опрошенных считают, что нужно преподавать либо только божественную теорию происхождения человека, либо обе теории на равных основаниях. Учителя в замешательстве, поскольку методички учат их излагать в таком духе: «Есть мнение, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, а есть мнение, что она плоская и стоит на трёх слонах. Выбирайте, дети, какое мнение вам ближе». Разумеется, казённая педагогика предпочитает обходить скользкие темы. В текстах пособий по биологии для абитуриентов дарвинизм занимает лишь 1–2% общего объёма. А в трёхтомнике «Биология» из почти 2 тыс. страниц на Дарвина не выделено ни одной.

Ещё несколько лет назад ярчайшим символом школьных перемен выглядела замена сочинения на диктант. Но сегодня лицом реформы выглядит пришедший предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Пока его дают по одному уроку в неделю весь 4-й класс. Но РПЦ давно хочет распространить преподавание курса на 2–9-е классы, изменить содержание предметов гуманитарного цикла, добавив сведения «о роли традиционных религий в истории и культуре России», и ввести в регионах факультативы по духовному краеведению.

Теоретически никакого принуждения к православию нет, и родители могут выбрать для своего ребёнка светскую этику. Но завуч школы №3 г. Хвалынска Татьяна Коцерова однажды пожаловалась в учительский профсоюз, что у неё всего 83% родителей выбрали основы православной культуры и столь низкий показатель может стать причиной её увольнения. Сегодня 70% преподавателей ОРКСЭ – бывшие учителя начальных классов, у которых всё образование по предмету – 72 часа переподготовки. В пользу религиозного просвещения и так уже пришлось пожертвовать одним часом русского языка либо литературы.

А ещё раньше из программы исчезла астрономия. Зато возвращается начальная военная подготовка. Можно не сомневаться, что после объявления патриотизма нашей единственной национальной идеей, школы первыми возьмут под козырёк. И никто не рискнёт предположить, до какого ещё маразма додумаются подневольные педагоги. Мы уже знаем, что они могут заставить учеников соткать самый длинный в России триколор, собирать деньги на истребитель или выложить телами детей надпись «9 Мая». Ведь патриотизм немыслим без военно-патриотических игр, политинформации и стояния в почётном карауле у какого-нибудь памятника. А значит, Дарвина просят не беспокоиться – до него ещё нескоро дойдут руки.

№ 22 (513) от 9 июня 2016  [«Аргументы Недели », Денис ТЕРЕНТЬЕВ

Источник: Volgograd.ru
просмотров: 120

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.