Календарь

Октябрь 2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   | 

Следы Нобеля в Волгограде

21:11, 17.12.2015  rbelkin

Оригинал взят у sweden_info в Следы Нобеля в Волгограде


Практически во всех поволжских городах компания Нобелей имела своё производство. В Астрахани в 1880 г. были построены мастерские по ремонту флота (плавучий док), которые вскоре переросли в судоремонтный завод. Флотилия танкеров перевозила сырую нефть и нефтепродукты (керосин, мазут) по Волге из Баку через Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, Нижний Новгород, Ярославль, Рыбинск и затем груз по Мариинской системе доставлялся в Санкт-Петербург и дальше в Ригу. По пути движения судов возникали производства компании и посёлки для рабочих и служащих - так называемые нобелевские городки.
Эта идея была реализована в Баку, Царицыне, Астрахани, Саратове, Самаре, Уфе, Рыбинске и других городах. При строительстве посёлков Людвиг и Эмануил Нобели разработали проект строительства нового жилья для трудящихся. Эти посёлки включали в себя всё необходимое для труда, быта и отдыха. «Нобелевский городок» всегда был «новым», он не вписывался в существующие городские кварталы.
В 1880 г. начал работать нефтепромышленный комплекс в Царицыне, который положил здесь начало «городку Нобеля». Он также разительным образом отличался от остальной части Царицына. В «Прикаспийской газете», издававшейся в Астрахани, в 1900 году. в  № 9 была помещена статья под названием «Царицын, его благоустройство и общественная жизнь» с подзаголовком «Из записок туриста». В ней в форме фельетона, достаточно иронично, но правдиво, описано, что представлял из себя этот уездный город. Автор пишет: «Царицын красиво раскинулся на правом берегу Волги со своим 40-тысячным населением. При проезде через него летом, при тихой погоде, город радует взор путешественника и оставляет по себе хорошее впечатление, если туристу пришлось пробыть в нём не больше одного дня. Но беда поселиться здесь человеку интеллигентному. Внешние «прелести» города дадут себя скоро знать.
Летом при малейшем дуновении ветерка поднимается такая пыль, что на улице невозможно смотреть на свет божий, не рискуя ослепнуть. Без ветра другая беда: летом здесь часто бывает такая жара, что только запершись в тёмной комнате можно кое-как выносить её. Вечером воздух также стоит накалённый и обывателю некуда пойти освежиться: единственное бесплатное место для гуляния - это городской сквер, но расположен он на самой бойкой улице, и в нём нельзя дышать от пыли...
Осенью другая беда: на улицах грязь невылазная и тьма кромешная; последнее обстоятельство очень неприятно в Царицыне, так как здесь много такого населения, для которого пырнуть Вас ни с того ни с сего в тёмном углу ножом, ударить по голове камнем и т.п. - простая невинная забава.
Такой мерзости, какую представляют из себя дворы, редко где можно найти - и это на главных улицах, у богачей...»
В воспоминаниях инженера-путейца Николая Изнара (Изнар Н.Н. Записки инженера // Вопросы истории, 2004, № 11), проехавшего всё Поволжье, представляющего интересы железнодорожных обществ, содержится следующее замечание: «Что сказать про целый ряд городов Среднего и Нижнего Поволжья, в которых мы от Вольска до Астрахани побывали, - право, затрудняюсь. Всюду одно и то же неустройство, пыль или грязь в зависимости от того, сухая ли погода или мокрая, всюду отсутствие самых элементарных признаков какого бы то ни было благоустройства».


Нобелевский городок в Царицыне был одной из достопримечательностей Нижнего Поволжья. Современник писал о «Нобелевском городке»: «Кто видел эту местность лет около 20 тому назад, тот должен удивиться, взглянув на нее теперь. Как много может сделать энергия человека, умно и добросовестно взявшегося за дело! Когда-то страшные овраги – притон беглых и воров – сделались неузнаваемыми по милости братьев Нобель; по отлогостям их вымощены удобные каменные спуски, о которых не имеет понятия Царицын; в бывших притонах беглой голытьбы закипела правильная жизнь, повсюду виден след труда и энергии… Местность Нобелевского городка всего 20 лет тому назад была довольно таки удалена от Царицына, но прошло каких-нибудь 6-7 лет деятельности «нефтяных королей», и городок Царицын потянулся к ней так, что постройки его стали почти примыкать к Нобелевскому городку».
Нобелевский поселок резко выделялся из городской застройки Царицына и являл собой такой же феномен, которым была колония братства Гернгутеров — Сарепта, расположенная южнее. Царицын по сравнению с чистыми, опрятными, «европеизированными» Нобелевским городком и Сарептой являл образ неприветливый. «Когда вы подъезжаете к Царицыну, глазам вашим, — писал современник, — представляется издали широко раскинувшийся город с целым лесом мачт перед ним. Имея понятие о значении Царицына, расположенного на великом водном пути, связывающего железной дорогой Волгу с Доном и, в свою очередь, связанного железными путями с главнейшими центрами России, зная о быстром росте его за последнее время, вы ожидаете увидеть нечто замечательное, что отвечало бы вашим мечтам, основанным на вышеуказанных соображениях; но, увы, мечты ваши обманчивы! Едва вы подъехали к берегу, как вас поражает, прежде всего, самый этот берег, являющий полное отсутствие благоустройства; рытвины, канавы, ямы и никакого проезда во время дождей; ничем не огороженная, не мощенная набережная, подмываемая ежегодно Волгой, а за ней расположен город, имеющий вид, с какой стороны вы на него не посмотрели, громадного русско-азиатского селения, к которому приютилось несколько деревень. Все серо, незатейливо и грязно или пыльно, смотря по сезону; мостовых нет, уличного освещения почти не полагается, и только торговая площадь, на которой сосредоточены магазины, лавки и пр., хоть сколько-нибудь напоминает собой город и то город, лишенный всяких забот о внешней красоте, порядке и опрятности… По части зелени Царицын беднее бедного; без ежедневной обильной поливки зелень отказывается здесь существовать, поэтому единственный сад города расположен у Грязе-Царицынской железной дороги, имеющей свой водопровод».
Нобелевский городок размещался в двух верстах от пароходных пристаней Царицына, и путеводитель «Волга» настоятельно рекомендовал туристам, поджидающим поезд Грязе-Царицынской железной дороги осмотреть это чудо цивилизации.

Царицын (Волгоград). Вид на нефтяной склад братьев Нобелей. Фото:А.И. Шевьяков-Красовский, 1880-е гг.

Про сады царицынского поселка современники пишут так: «Тут разбиты два сада – простой и фруктовый; первый из них с фонтаном посредине. Это изобилие зелени в таком месте, где поддерживать ее труднее трудного, в горячей пустыне, где почва трескается от жгучих лучей солнца, доказывает более всего степень заботливости о работающих здесь людях. Такие сады под Царицыном являются истинным раем и за разведение их, за постоянное поддержание в них зелени нельзя достаточно возблагодарить собственников городка».
Городок отделялся от Царицына большим оврагом. Кроме того, со стороны, обращенной к городу, он был отделен и каменной стеной, а с остальных сторон был окружен мощным рвом. Городок занимал, по оценке современников, «довольно изрядную площадь». На плане г. Царицына 1911 г. видно, что площадь городка составляет прямоугольник с размерами 200х400 сажен . Нижняя часть, обращенная к Волге, представляла собой пристань, соединявшаяся с берегом прочными сходнями. Рядом размещалась паровая качка для подачи керосина с судов. В этой нижней части также располагались склады и железнодорожная ветка, по которой керосин в вагонах доставлялся до вокзала Грязе-Царицынской железной дороги. Из цистерн керосин переливался по трубам в стоявшие у берега нефтяные вагоны, которых в 1884 г. насчитывалось 2000, каждый поезд вел по 25 вагонов. На средней террасе располагался двухэтажный каменный дом – контора Нобелевского завода. В этом же доме на верхних этажах располагались квартиры для управляющего и старших служащих, библиотека и бильярд. На третьей – верхней террасе были построены одноэтажные коттеджи для проживания служащих, утопавшие в зелени. Также здесь располагались аптека, приемный покой для рабочих, ясли, столовая и баня.
В полуверсте от селитебной части городка, отделенные рвом и валом размещались цистерны с керосином. Посреди площади, где располагались цистерны, стоял громоотвод. «Средств против пожаров в городке Нобеля было больше, чем в самом Царицыне, кроме громоотводов у цистерн и значительного числа пожарных инструментов, у Нобеля устроен водопровод, башня, которая вместе с тем служит и каланчею» .
Электроосвещение в России появилось в 1884 г. и первым городским объектом, где разместились электро — фонари стал Невский проспект Петербурга. В том же 1884 г. стал освещаться электричеством и «Нобелевский городок» в Царицыне. Надо отметить, что на всех улицах Царицына в 90-е годы XIX в. имелось лишь 220 керосиновых фонарей, да и те не всегда зажигались. А электрические фонари появились в городе только в 1908 г.
Первые телефоны появились в России в 1881-2 гг., когда в Петербурге, Одессе и Риге были построены телефонные станции, то уже в 1885 г. телефонная линия обслуживала нефтеторговую фирму Нобелей в Царицыне.
Во время войны, многие коренные жители Царицына погибли, а нынешние волгоградцы, почти не знают об этом «Нобелевском городоке» и о том, например, почему один район в Волгограде (не официально), зовется Бакинской и что это название не имеет ничего общего с городом Баку...
Источники: oilru.com и niitag.ru



Не нравится
Нравится
источник: http://vlg-bloger-club.livejournal.com/1695514.html     рейтинг: 0  

Городской Блог