Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

03:32, 20.04.2024

«Сольный номер занимает пять лет»: как и чем живёт цирк в Приморье

«Сольный номер занимает пять лет»: как и чем живёт цирк в Приморье

Для зрителя цирковое представление видится веселой и красочной сказкой. Задумывается ли он, что за красивой картинкой стоят бесконечные тренировки и ежедневный риск? Директор “Детской цирковой школы им. В.М. Агарёва” в Арсеньеве Алексей Сокольников знает всю непарадную часть жизни артистов. Как она протекает в школе и за её пределами — в интервью ИА PrimaMedia.

— Алексей Юрьевич, какие дисциплины и жанры можно освоить в вашей школе?

— Мы охватываем практически все жанры, кроме дрессуры и вольтижировки (конных дисциплин — прим. ред.): воздушная гимнастика на полотнах, на ремнях, на канате, на кольце, эквилибристика на свободной проволоке, на вольностоящей лестнице, ручная, на катушках, на моноцикле, разные виды жонглирования. Происходит и смешение жанров: акробатика присутствует практически во всех номерах. Эквилибр на лестнице, антипод (жонглирование ногами — прим. ред.) практикуем с самых истоков, и это конек нашей школы, самые мощные и сильные номера. 

В школе 160-170 воспитанников, в которые входят подготовительные группы для детей 5-6 летнего возраста: они проходят годовой курс и зачисляются на восьмилетнее обучение в школу. Способный ребёнок может миновать период подготовки. 

Алексей Сокольников. Фото: Из архива КГБУ ДО "Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва"

— Есть ли какие-то входные данные для кандидатов в зачисление?

— В первую очередь мы смотрим на антропометрические данные, то есть на внешний вид. Если ребёнок, например, склонен к полноте, мы сразу предупреждаем родителей, что на экзамене он не получит высокую оценку. В течение нескольких месяцев преподаватель прощупывает возможности ребёнка и может дать рекомендацию подыскать ему другую деятельность. Здесь нужны сила и гибкость, что не часто встречается среди современных детей: раньше были более способные, физически универсальные. 

— Сколько занимает постановка одного номера?

— Сложный вопрос. Это зависит от индивидуальных способностей учащегося. Если он раскрывается на начальном этапе, рано обнаруживает склонность к конкретному жанру, то может стартовать очень быстро. Два года — и номер готов. Кто-то может и через год выступить. Но это бывает редко. Массовые номера проще в подготовке, там каждый понемногу вкладывается — за два года можно сделать. Сольный номер занимает в среднем 4-5 лет. Бывает, у кого-то совсем туго идёт, пробует себя в разных жанрах, но старается, не бросает — у таких ребят номер рождается как раз к  выпуску. Только к 7-8 классу они выходят на большого зрителя. Номер складывается из трюков, поэтому важна именно трюковая часть, а художественная попроще — вместе с ней на доработку номера уйдёт полгода.

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

image

Тематическая иллюстрация. Фото: Из архива КГБУ ДО “Детская цирковая школа им. В.М. Агарёва”

— Что делает из ребёнка артиста цирка — талант или тренировки?

— Одно другого не исключает. Есть талантливые дети, а есть трудолюбивые. Чтобы развить способности, нужны усилия, упорство. Часто и бывает так, что именно регулярные тренировки обнаруживают весь потенциал ребёнка.

— Что нужно, чтобы воспитать артиста цирка?

— В первую очередь постоянное посещение. Сегодня большая проблема — это загруженность детей. Нередко родители гонятся за двумя зайцами: помимо цирковой школы дети ходят в музыкальную, и на футбол, и на плавание. Ребёнок всё хватает по верхушкам. В итоге мы получаем “средничок”: воспитанник осваивает только базу. В групповых уроках по жонглированию, акробатике он от других не отстаёт, но в индивидуальном плане у него большой-большой пробел — жанр ему не даётся. Здесь важна совместная работа с родителями: если они смотрят за ребёнком, интересуются его успехами, то, конечно, учёба идёт проще. При этом у нас появляются и дети — фанаты своего дела, у которых получается везде успевать, а иногда они выбирают школу вместо других своих дел. Уже прикипели, ещё маленькие, но уже звёздочки, уже артисты, и этого у них не отнять.

— Есть ли у них идеал, к которому они стремятся?

— Естественно, те, у кого талант раскрылся, есть какой-то успех, кто нацелен свою жизнь связать с цирковым искусством, черпают информацию в интернете, смотрят видео с трюками, ищут интересные подачи, фишки, как и преподаватели. Они сами максимально подключаются к процессу, хотят расти в своём жанре, стремятся к мастерству.

Отдельные выпускники школы добились больших успехов. Светлана Шипова — первая в России девушка, покорившая жанр эквилибр на вольностоящей лестнице, много лет проработала в Росгосцирке, получила звание "Принцесса цирка" и приглашение от Мстислава Запашного, дяди братьев-укротителей, работать в его цирке в Сочи. Андрей Капран, который много лет отработал цирковым артистом и у нас и за рубежом, теперь колесит уже со своим шапито по разным уголкам России. И в настоящее время воспитанники продолжают удивлять страну собственными возможностями и становятся лауреатами конкурсов "Синяя птица" (12+), "Жемчужный дельфин" (12+), "Молодые дарования России" (12+). Среди них Валентин Габарак, Александр Козырин, Екатерина Дорогая и многие другие имена, которыми гордится школа. 

У нас есть зарождающаяся династия. Богдан Копейкин занесён в книгу рекордов России, его мама работает педагогом у нас, выпускница нашей школы, папа тоже артист цирка, много по стране поездил и за рубежом работал. В свои 16 лет Богдан уже профессиональный артист, у него очень сильный номер на проволоке с такими трюками, которых нет даже у взрослых профессионалов. В этом году он поступает в училище ГУЦЭИ им. М.Н.Румянцева. Однозначно поступит.

— Какие достижения школы для вас наиболее значимы?

— Титул "Лучшая школа искусств" мы заработали ещё 10 лет назад. Я думаю, что повторять этот успех смысла нет, мы всё равно будем одними из лучших. Другое важное достижение: у нас стартует социальный проект "Творить, удивлять, дарить" (12+). С апреля по декабрь раз в месяц мы будем ездить по отдалённым муниципалитетам, городам Приморского края и показывать им представления. У них нет возможности побывать у нас, да и цирки сейчас приезжают в край гораздо реже, чем раньше. Проект — это инициатива школы, которую поддержало Министерство культуры, в том числе финансово.

— Как вы оцениваете ситуацию с кадрами в вашей сфере?

— Плохо. Их не хватает. В школе есть 16 ставок для преподавателей, мы заполнили только 12. Буквально года 3-4 назад была катастрофа — всего 9. В виду того, что мы находимся географически неудобно, и наш город не такой большой, приток кадров здесь плохой, даже с учетом программы поддержки молодых преподавателей. В дефиците педагоги именно цирковой направленности, по гимнастике и акробатике. Мы ежегодно отсылаем запросы Хабаровский физический институт физкультуры, во Владивосток. Не приходят к нам молодые кадры. 

— Насколько цирк актуален и конкурентоспособен сейчас?

— Я думаю, что цирк намного интереснее других творческих сфер. Конечно, не каждый может попасть к нам, есть свои сложности в обладании какими-то физическими данными, но у нас интересно. У нас более активно кипит творческая жизнь, мы очень часто выезжаем на конкурсы, на гастроли. Каждый месяц к нам в гости приезжают школьники со всего края.

Мы востребованы, цирк — это по-прежнему интересно. К тому же, приморский край и Министерство культуры обратили на нас внимание. Ещё пять лет назад нам не всегда шли на встречу, хотя просим мы не какие-то излишества, а необходимые для учебного процесса вещи. Я стал директором в 2011 и до сих пор борюсь с нехваткой оснащения: школа досталась мне со старым советским оборудованием, в ужасном состоянии. Сейчас процесс обновления идёт гораздо проще и быстрее, нам ни в чем не отказывают. 

— Какие тенденции наблюдаются в цирковом искусстве? 

— Ориентир по-прежнему на массовость шоу-программы, заполняемость манежа, сцены, чтобы это было смотрибельно. Но всё равно место индивидуальности находится, и мы это поддерживаем, развиваем у детей. Один в поле воин — у нас это так. Для сравнения: у танцевального коллектива всегда массовые номера. У нас наоборот: программа предполагает больше сольных выступлений. Цирковой артист, даже маленький, мобилен, может выступить на любой площадке, он один может удивить. Также у нас происходит внедрение молодых жанров: воздушная гимнастика на полотнах, жонглирование на отскок, балибансы (палки для жонглирования — прим. ред.) 

— Влияют ли как-то развитие технологий на вашу сферу?

— Если в положительном плане, то единственное — благодаря им можно что-то новое для себя почерпнуть. Большой минус, что дети сильно зависимы от телефонов, они без них жить не могут, хотя мы это запрещаем: в зале с телефонами нельзя находиться. Их очень тяжело оторвать от экранов. Но в плане цирковой программы внедрение технологий необходимо. У нас полностью свето— и звукооснащенная площадка, есть  телескопическая трибуна. То есть с технологической точки зрения у нас полноценная зрелищная цирковая программа, и это хорошо.

— Всегда ли акробатика —  это риск и опасность?

— Большая часть травм, даже не в акробатике, берём любой жанр — это человеческий фактор. Зачастую повреждения происходят не при исполнении какого-то трюка или акробатического элемента. Например, при исполнении номера был весь собранный, а когда закончил, начал со снаряда сходить, расслабился, и бах — перелом. Иногда травмы случаются из-за бравады учащихся: ребёнок  хочет покрасоваться перед сверстниками и неудачно выбирает позицию и площадку. Это даже не на выступлении и не в стенах школы. На тренировках все риски мы стараемся исключить: всегда присутствуют преподаватели, везде страховки. Мы обучаем страховке и самостраховке, начиная с самого маленького возраста: к восьмому классу ребята знают, что делать в экстренных ситуациях, как нужно группироваться. Травмы очень редки и в основном происходят не из-за оборудования, которое выходит из строя, например, лопнувших тросов. Раз в полгода проходят технические испытания всех снарядов, особенно воздушных.

— Каким вы видите цирк через 30-50 лет? 

— Если наше человечество в технологическом плане не скакнёт куда-то далеко, не полетит к далёким звёздам в ближайшие 50 лет, то ничего не изменится, мы также будем востребованы. Но если случится какой-то компьютерный рывок на совершенно другой уровень, то нам будет гораздо сложнее привлечь детей в дополнительное образование. А, может быть, я заблуждаюсь: когда этот прорыв произойдёт, государство ещё больше начнёт уделять внимание нашей сфере. 

1713598320

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 56

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.