Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:55, 07.09.2015

Президент «Деловой России»: ВЭФ сделает Владивосток центром принятия решений

Алексей Репик. Фото: РИА PrimaMedia

18:55

Алексей Репик – о "большой кооперации" в АТР, целесообразности экспорта и безусловной нужности ТОРов в интервью РИА PrimaMedia

Владивосток, 7 сентября, PrimaMedia. Первый Восточный экономический форум (ВЭФ) стал серьезной заявкой на то, что центр принятия решений по экономической политике России в АТР перемещается на Дальний Восток, в Приморский край, во Владивосток. Такую оценку завершившемуся 5 сентября ВЭФ дал президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексей Репик. В интервью РИА PrimaMedia лидер "делороссов" рассказал о "большой кооперации" в Азиатско-Тихоокеанском регионе, экономической целесообразности несырьевого экспорта и о том, почему территории опережающего развития при всех возможных недостатках безусловно нужны стране и бизнесу.

 - В режиме экспромта можете сформировать ТОП-3 событий первого Восточного экономического форума, который завершается сегодня во Владивостоке?

 - Первое –  то, что форум состоялся, то, что Президент Российской Федерации дал старт этой инициативе. Это, я считаю, и есть самое главное, самое "топовое" событие. Потому что мы много говорим про "восточный вектор", про то, что Дальним Востоком нужно заниматься системно и всерьез. Произошло много изменений в законодательстве, которые на форуме были представлены министерством по развитию Дальнего Востока и полпредом Трутневым – это и закон о ТОРах, и свободный порт Владивосток, что, я думаю, очень важно для всех жителей города.

Постоянная, ежегодная площадка, которая теперь принимает большое количество не только делегатов из России, но и представителей различных стран Азиатско-Тихоокеанского региона очень высокого уровня - это такая серьезная заявка на то, что центр принятия решений об экономической политике России в АТР перемещается сюда, ближе к точке, где должна быть и начинается "большая кооперация".

Я думаю, что форумам нужно не сравниваться, меряться количеством подписанных соглашений и суммами обещанных инвестиций, в конце концов, не так важно, где именно подписаны соглашения – во Владивостоке, Москве, Токио или Пекине. Важно то, что Владивосток по-настоящему становится центром большой, серьезной деловой активности – причем не только в части Приморского края или Дальневосточного федерального округа, но и всей российской экономики.

 -  Лично Вы, принимая участие в ВЭФ, уделяли большое внимание вопросам развития экспорта, и прежде всего – несырьевого. Но у нас в Приморском крае сложилась интересная ситуация: первыми резидентами – ТОР "Михайловская" и ТОР "Надежденская" - стали компании, которые говорят о намерениях работать, прежде всего, на внутренний рынок. Не думаете, что для остального бизнес-сообщества региона это – определенный вызов, в каком-то смысле недобросовестная конкуренция?

 - Вы знаете, во-первых, на пленарном заседании ВЭФ прямо из зала, от участников форума прозвучал ответ на этот вопрос: основой развития Дальнего Востока все-таки должен стать экспорт и производство той продукции, которая из Владивостока будет "стучаться" на рынки густонаселенных соседей – КНР, Японии, Кореи. Действительно, 5 млн человек, население Дальнего Востока России – не самый большой рынок для того, чтобы думать только о нем, как об основном мотиваторе создания здесь больших промышленных предприятий. Все-таки строить здесь компании, которые нацелены именно на внутренний рынок, можно и нужно, но это не должно стать мейнстримом экономического развития Дальнего Востока.

Я не исключаю, что выбор первых резидентов скорее обусловлен тем, что это именно те компании, которые итак уже были готовы и планировали какие-то свои инвестиционные проекты. Просто это решение было принято быстро и за счет тех самых беспрецедентных льгот – налоговых, регуляторных – которые предложило правительство РФ.

Вы знаете, не стремиться к хорошему, не делать шаг вперед просто потому, что раньше этого не делали - это, наверное, неправильная стратегия.

Если было плохо, а теперь, не дай бог, не делать лучше только потому, что у кого-то условия будут выгоднее, чем у остальных – я думаю, что это не ответ. 

 - Как Вы ранее говорили, много российских компаний производят вполне конкурентную для внешних рынков продукцию, но на эти рынки не выходят. Между тем, Дальний Восток и Приморский край на внешних рынках представлен давно и достаточно серьезно. Но мы продаем, по преимуществу, сырье в страны АТР. Мороженая рыба – вот, по сути, предел переработки продукции. Вместе с тем КНР, Япония, Республика Корея – они же привыкли к такому порядку вещей. Как можно было бы эту ситуацию переломить?

 - Здесь надо учитывать несколько моментов. Во-первых, большая проблема часто даже не в том, что мы просто не можем выйти на те или иные внешние рынки, где, конечно, свое регулирование, своя специфика и бизнес-культура. Дело в том, что сейчас мы помогаем эти барьеры снимать, в том числе, с помощью заработавшего Российско-Японского делового совета, который я возглавляю. Какие-то движения уже происходят, некоторые компании уже сейчас начали реализацию совместных с японской стороной проектов. Знаю также, что моим коллегам, например, Алексей Павлович Тимченко (руководитель Приморского регионального отделения "Деловой России" – ред.), который занимается российско-китайским деловым сотрудничеством, тоже есть чем похвастаться в части улучшения взаимоотношений между российскими и китайскими компаниями.

Но эти барьеры – специфика, регулирование – на самом деле не главные. Главные барьеры – у нас в голове. Решение о выходе на внешний рынок мы зачастую просто не принимаем сами, потому что раньше кого-то все устраивало и так. Российский рынок был очень привлекательным еще в прошлом, позапрошлом году – "накачанный" большими энергетическими доходами при высокой цене на нефть. Он позволял за счет этого сильного внутреннего рычага практически не думать об экспорте. А сейчас, когда рынок начал сжиматься, многие задумались о том, что раньше нужно было серьезно искать потребителей своей продукции на внешних рынках.

К сожалению, проблемой российской экономики долгое время были достаточно высокие зарплаты при низкой производительности труда. И здесь мы до последнего момента проигрывали большинству своих конкурентов. У нас же вот это "раздувание" зарплат – которое, конечно же, хорошо для людей, но не очень хорошо для бизнеса, потому что делает продукцию менее конкурентоспособной -  было во многом обеспечено государственным сектором, сырьевыми энергетическими компаниями, банками с госучастием.

Сейчас же, за счет ослабления рубля, мы достаточно быстро, скачком вернули в этом плане утерянные позиции, стали считать свои деньги намного более аккуратно, стали более конкурентоспособными.  

Я думаю, что сегодня строительство промышленных предприятий или просто работа с российской продукцией для внешних рынков – это вопрос не политических трендов, а элементарная экономическая целесообразность.

 - В прошлый раз мы беседовали с вами в декабре 2014 года – практически сразу после очередного ежегодного послания Президента РФ Федеральному собранию, в котором Владимир Путин много говорил о необходимости снижать давление на бизнес, оптимизировать регуляторную среду. По Вашей оценке, есть ли сейчас в этом направлении какие-то подвижки, выявились ли проблемы?

 - Многие законодательные изменения уже прошли: наконец-то появились "налоговые каникулы" для новых предприятий – "гринфилд" - и для малого бизнеса. Потихонечку дозревает новая система контрольно-надзорной деятельности, в которой в принципе много проблем бизнеса уже снято. Тем не менее, пока правоприменение и работа правительства, на мой взгляд, не в полной мере совпадают и соответствуют тем целям, которые были обозначены президентом.

Я считаю, что направление движения правильное, а вот темпы реализации этих посылов пока слишком медленные.

Конечно, здесь можно понять ситуацию – а именно, в части возникшей в начале этого года необходимости решать правительству большие системные проблемы, связанные с резко изменившейся внешнеэкономической конъюнктурой. И вот то, что правительство справилось де-факто с быстрым внедрением плана антикризисных действий и помогло бизнесу адаптироваться к новым тяжелым условиям – по крайней мере, на первом этапе – это, конечно, обнадеживает.

Другое дело, что в части либерализации делового климата, которую мы ждем, еще очень много предстоит сделать. Мы верим, что четвертый квартал 2015 года станет ударным, и все те задачи, которые бизнес ставил перед Правительством, будут выполнены. 

[embedded content]      

Справка:  РЕПИК Алексей Евгеньевич - президент "Деловой России", член Общественной палаты РФ, председатель совета директоров группы компаний "Р‑Фарм".

Родился 27 августа 1979 года в Москве. Окончил Национальный исследовательский университет  "Высшая школа экономики" по специальности "Экономика и управление предприятием". С 1995 года работает в области здравоохранения и фармацевтики.

В 2014 году избран в состав Общественной палаты РФ, председатель комиссии по вопросам инвестиционного климата. Член Экономического совета при президенте РФ. Член Экспертного совета при Правительстве РФ. Член наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Женат, воспитывает дочь.

Выступление Путина во Владивостоке является гарантией для иностранного бизнеса - Галушка

Резиденты приморских ТОРов открестились от экспортоориентированности

Президент "Деловой России": Приморье – пилотный регион, опыт которого нужно масштабировать

17492

Источник: РИА PrimaMedia
просмотров: 60

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.