Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:27, 16.07.2014

Власть, будь доступной

Дмитрий ЧУРОВ
Сегодня отношения между муниципальными и региональными уровнями власти не идеальны. Существует ряд противоречий. Не всегда власти уровнем ниже обеспечены достаточным финансированием, чтобы выполнять свои полномочия. Нет реального контакта с людьми, без чего решать их проблемы сложно. Как наладить нормальную структуру власти от сельских поселений до муниципального и регионального уровня?
На эти вопросы должен ответить новый Федеральный закон № 136 от 27 мая текущего года о внесении ряда изменений в систему местного самоуправления (МСУ). Он дает возможность каждому региону сделать выбор в пользу наиболее удобного и эффективного способа управления территорией относительно их особенностей. Как это может и должно выглядеть на деле, недавно обсудили в Законодательном собрании Ульяновской области. Предлагаем вниманию читателей обзор проблемы.
Полномочия сократят
Широкое обсуждение новой реформы МСУ первое, но не последнее. Ведь этот вопрос касается каждого жителя Ульяновской области. В законе много говорится о необходимости приближения народа к власти, об участии простого человека в управлении жизнью своего села, города, района и региона. — Здесь могут быть разные точки зрения, и мы это предвидим. Но нам необходимо все их обсудить, принять взвешенные, обдуманные решения. Местное самоуправление должно действительно стать самым доступным для населения уровнем публичной власти, — сказал председатель Законодательного собрания Анатолий Бакаев.
Новый 136-й закон по своей сути является продолжением 131-го закона о МСУ, развивая и выводя его на новый уровень. Из документа можно выделить несколько основных направлений. Первое — это перераспределение полномочий между сельскими поселениями и районными властями. Из бывших 39 полномочий на сельском уровне останется только 13, исполнение которых на местах должно стать более эффективным. Какие-то функции поднимутся на уровень выше. Например, организация спасательных работ в случае каких-либо природных катастроф. Или, как уже сделано, перевод здравоохранения на областное подчинение.
Новые муниципалитеты
Но мало иметь полномочия, они должны быть реально выполнимы, подкреплены соответствующим финансированием, чего, к сожалению, в последнее время не наблюдается. Районные бюджеты на две трети дотационные из региональной казны. Это второе важное направление -подкрепление полномочий реальным финансированием. Многие выступавшие вспоминали советские времена, говоря, что нынешние поправки — это возврат к хорошо забытому старому. Когда у каждого поселения был свой бюджет, которые его сами формировали.
- В настоящее время районные администрации не имеют реального финансирования, которое помогло бы решать вопросы местного значения. В соответствии с новым законом такое финансирование предусмотрено, а значит, районные администрации смогут решать проблемы благоустройства, ремонта дорог, строительства детских площадок и многие другие, — сказала председатель комитета регионального парламента по строительству, промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Алсу Садретдинова.
Интересно другое новшество, предлагаемое 136-м законом. Введение двух новых видов муниципальных образований — городского округа с внутригородским делением и внутригородского района. Полномочия органов местного самоуправления округа и района могут разграничиваться и перераспределяться между ними. Опять же что-то подобное было в советские времена. Предполагается, что у новых муниципальных образований будет свой бюджет, свои советы депутатов. Куда, кстати, могут попасть истинные народные избранники, а не люди, которые за деньги могут провести красивую предвыборную кампанию…
Для сельской местности
Увеличение количества округов, от которых будут избираться депутаты в районные советы, предполагает, что в их число попадут обычные граждане. Как сказали выступавшие представители ульяновских ТОСов, это возможность быть избранным не от 15 тысяч человек, а от 1 000 — 1 500 жителей. В число депутатов могут попасть люди, реально знающие проблемы своего двора, дома, микрорайона. Данный совет депутатов потом будет делегировать своих представителей в структуру выше. В сельской местности это вообще, можно сказать, единственный действенный метод.
- Мы обсудили новый закон у себя в районе и пришли к мнению, что он улучшит управляемость сельскими территориями, — сказал глава администрации муниципального образования «Карсунский район» Владимир Чубаров. — Очень правильно, что в районный совет депутатов будут делегироваться не только главы всех сельских администраций, но и местные депутаты. Не секрет, что зачастую в селах приходится уговаривать некоторых людей стать депутатом, а потом они просто… пропадают. О какой связи с народом и их проблемами может тогда идти речь?
Практически все поддержали и форму избрания глав сельских администраций. Их необходимо не выбирать, а назначать, как, собственно, сегодня и происходит в нашем регионе. В настоящее время в 165 муниципальных образованиях (из 167) главы избираются из состава представительного органа, а глава администрации назначается на конкурсной основе. Подобная система не допускает «провисания» власти (только в прошлом году 33 главы администрации сложили свои полномочия), а также экономит местные бюджеты. Ведь проведение новых выборов — это затратное дело.
Через публичные слушания
Уже через два дня после совещания депутаты Законодательного собрания Ульяновской области приняли первую часть поправок по новому 136-му закону. Региональный закон касается порядка формирования представительных органов муниципальных районов региона и избрания глав администраций. Он закрепит уже действующую в нашем регионе систему назначений глав администраций.
- Безусловно, мы сегодня приняли только первую часть из необходимых законов для реализации 136-го закона в Ульяновской области, — пояснил председатель комитета Законодательного собрания по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Василий Гвоздев. — Нам нужно принять еще целый ряд законов. Это будет касаться в том числе и возможного деления Ульяновска на районы и избрания советов депутатов районов. Законы, касающиеся межбюджетного регулирования, и так далее. Это мы будем рассматривать уже осенью. Отмечу, что все это мы будем делать, без сомнения, вместе с населением. Потому что, например, решить вопрос, делить Ульяновск на районы или не делить, избирать местных депутатов или нет, мы не можем без мнения жителей города. В августе, сентябре и октябре мы проведем ряд публичных слушаний по этим вопросам.

Комментарии
Дмитрий Грачев, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Ульяновской области по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества:
- Что касается назначения глав администраций, или, как их еще называют, сити-менеджеров, позиция ЛДПР была и есть такая: вся исполнительная власть должна назначаться. То есть выстраивается вертикаль власти. При этом мы считаем, что основное качество мэра, будь он избран или назначен, — это профессионализм и порядочность. Я уже не раз приводил в пример регионы, где в отношении избранных мэров заведены уголовные дела, нередко существуют конфликты региональной и муниципальной власти. Страдают же от этого в первую очередь люди.

Игорь Тихонов, заместитель председателя Законодательного собрания Ульяновской области, председатель комитета Законодательного собрания Ульяновской области по социальной политике:
- Новый 136-й закон вопреки бытующему мнению не является альтернативой 131-му закону. Этот закон — это улучшение, это то, что сегодня нужно доводить местное самоуправления до более качественного уровня на основе опыта работы нашего региона с 2006 года, когда на территории Ульяновской области начал действовать 131-й закон. Одно из преимуществ новых изменений — приближение депутатов к народу. Создание в рамках крупных городов районных советов. Это очень важно для того, чтобы городские депутаты так же, как и сельские, имели более локальные округа и более качественно отрабатывали каждого избирателя.

Источник: Ulpressa
просмотров: 674

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.