Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

07:48, 12.06.2014

Геннадий СЛЮСАРЕНКО: «Нужно находить местных лидеров»

Продолжаем начатое в прошлом номере обсуждение развития в России системы местного самоуправления (МСУ). Напомним, что на смену партийной схеме управления государством вместе с подписанием Беловежского соглашения, когда Россия стала самостоятельной, пришли и новые формы руководства. До 1993 года представительными органами государственной власти в стране были Советы народных депутатов. Но и их упразднили, а на смену им пришли администрации различного уровня. Процесс этот проходил непросто, с разногласиями, о чем, кстати, «Народная газета» написала в конце декабря 1992 года. Одним из участников того интервью стал председатель районного совета депутатов Геннадий Слюсаренко. Мы с ним вновь встретились и поговорили о МСУ, как это было более 20 лет назад, и о том, что он думает о сегодняшней системе власти.

Решения по месту жительства
Статья в «Народной газете» в 1992 году называлась «Демократический» бойкот негласно объявлен райсоветам Ульяновска. Кому от этого хуже?.. Людям». В этом материале свое мнение высказали все районные председатели районных советов депутатов Ульяновска. Мнение их в основном сходилось. Все говорили о том, что есть серьезные недопонимания между горсоветом и районными советами депутатов. Инициативы снизу, от людей, не доходят до исполнительной власти. На уровне же районных властей не хватало ни полномочий, ни средств.
Так, председатель Ленинского совета депутатов Геннадий Слюсаренко отметил, что демократической властью можно назвать ту, что ближе к людям: «Здравый смысл и практический опыт показывает, что проблемы, которыми маются люди, легче всего решаются непосредственно по месту жительства».
Советы курировали вопросы коммунального обслуживания, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и целый ряд других. Для вопросов ежедневного управления и координации деятельности на местах различных служб и ведомств избирались исполнительные комитеты (исполкомы) соответствующих советов (например, райисполком, гор­исполком).
По всем насущным проблемам граждане в первую очередь обращались в районные Советы. Причем по всем вопросам. И это понятно – они ближе всех были к людям. Как это работало тогда, мы попросили рассказать Геннадия Слюсаренко, ныне работающего в Ульяновском городском совете ветеранов.

Взаимозачеты не помогали работе

– Как строилась работа администрации Ленинского района Ульяновска в начале 90-х годов? Пользовались ли вы доверием у населения?

– Приведу такой пример. В то время не выплачивалась заработная плата месяцами. И когда учителя вышли на забастовку перед зданием областной администрации на площади Ленина, заполнив всю площадь, я тогда подошел к микрофону и попросил всех учителей Ленинского района уйти с площади и подойти к зданию администрации Ленинского района. Абсолютное большинство учителей ушли с площади. Я перед людьми выступал более получаса и сказал: «Дорогие, милые, потерпите. За три дня я постараюсь решить вопросы и выплатить вам заработную плату». Вот такое отношение людей было ко мне, к возглавляемому мной тогда районному совету депутатов. Верили, доверяли.
Вообще тогда было непростое время. Помнится, когда я вручал медали ветеранам войны на 50-летие Великой Победы, многие пенсионеры говорили: «Геннадий Иванович, лучше б вы нам пенсию отдали». В городе закрылись многие детские сады. Но мы ни одного садика не продали и не сдали в аренду! Держали по сторожу и директору, а потом потихонечку стали восстанавливать детские сады.

– Возможно, эти ситуации происходили еще и из-за определенного недопонимания между горсоветом и районными советами? Почему так происходило?

– Сложно ответить. Я попал в администрацию уже на старости лет, ну и Повтарев (председатель горсовета. – Ред.) по тем временам не имел большого опыта работы во властных структурах. Поэтому были противоречия.

– Хватало ли финансовых средств на уровне районов для выполнения всех вопросов?

– Нет, никаких средств тогда не было, что вы. Некоторые вопросы решались взаимозачетами. А это была такая нехорошая вещь. Вот, например, в те времена я делал попытку газифицировать поселки Лаишевку и Протопоповку, там по взаимозачету вроде бы все решили, но в итоге ничего не вышло. Потому что вето наложил заместитель мэра Олег Казаров. В итоге вопрос газификации этих поселков был перенесен где-то на 5 – 7 лет.

– Можно ли назвать этот случай нехваткой полномочий власти на районном уровне?

– Да, можно. Мы ж были подчиненные мэрии, я не имел права принимать такие решения сам.

Депутатов не нужно так много

– Из кого состояли районные советы депутатов? Ведь сегодня, как многие считают, депутатами становятся те, у кого денег больше. А как это было раньше?

– Об этом никакой речи не было! Помнится, тогда в Ленинском районе было 100 депутатов! Получалось примерно по депутату чуть ли не от тысячи человек. Избирались те люди, кому доверял народ. С тех пор времена изменились. Как бы мы ни не хотели об этом говорить, но деньги сегодня играют большую роль. Достойные люди, которые могли быть при власти, не могут в нее попасть.

– Какие перспективы у районного самоуправления?

– Власть городская должна пересмотреть некоторые вещи. Вот сегодня, например, много критикуют местное самоуправление, управляющие компании, много судебных дел возникает, опротестовываются решения собраний жильцов. Я думаю, здесь нужно подходить немного по-другому и менять законодательство в этой части. В каком плане? Надо сначала избрать старших по подъездам или других представителей от структур управлениями домами, а потом уже с ними принимать какие-то решения. Не нужно собирать сотни людей на собрания, да и невозможно сегодня собрать не то что 100 процентов, а даже половину жильцов. Нужно находить местных лидеров, кто бы брал инициативу на местах, командовал домом, подъездом или даже микрорайоном.

Источник: Ulpressa
просмотров: 654

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.