Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:31, 01.07.2014

Как сказку сделать былью

В нашем городе сложно найти человека, который не знал бы о программе «Сказка за сказкой». Вместе с ее героями выросло целое поколение ульяновцев. Теперь уже их дети растут и развиваются вместе с ними, с нетерпением ожидая новой встречи с дядей Лешей, Васеной, Лямзиком и другими персонажами. За прошедшие двадцать с лишним лет программа не раз становилась лучшей и в различных конкурсах.

В этом году вслед за победой на VI Международном фестивале кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени В.М. Леонтьевой «От всей души» «Сказка» заняла первое место в номинации «Лучшая развлекательная программа» так называемого «детского» ТЭФИ — фестиваля детского телевидения «Включайся!». В интервью «УП» режиссер-постановщик передачи, а также ее бессменный ведущий Алексей Крашенинников рассказал о том, что дает участие в фестивалях, вспомнил, как создавалась программа, и порассуждал о месте детского телевидения в нашей стране.

- Алексей, программа «Сказка за сказкой» выходит уже больше 20 лет. С чего все начиналось?

- Да, в этом году 16 апреля программе исполнился уже 21 год. Появилась она в 1993 году на кабельном телевидении. В тот момент с экранов пропала передача «В гостях у сказки», которую вела Валентина Михайловна Леонтьева, и появился некий пробел — других детских программ тоже не было. Мы решили попробовать что-то сделать. Сначала это все было очень простенько. Потом программа начала развиваться: появились сказочные герои, отдельные рубрики.

- По образованию вы режиссер. Мечтали работать на телевидении?

- Моя специальность — режиссура массовых мероприятий: массовик-затейник, в общем. О работе на телевидении я никогда не мечтал. Это была случайность. Была такая программа «Видеолоцман» — обзор фильмов на неделю. Моя знакомая позвала меня попробоваться в качестве ведущего. Видимо, руководству понравилась моя харизма и я остался. А год спустя мы решили запустить детскую программу. Попробовали — вроде пошло, и идет до сих пор. За эти годы выросло не одно поколение зрителей программы «Сказка за сказкой». Когда люди говорят: «Мы выросли на вашей программе», для меня это многое значит. Очень приятно, что нас знают и помнят.

- Ваша передача начала выходить в 1993 году. Скажите, тогда было проще работать? Может быть, как-то больше навстречу шли детскому телевидению в то время?

- Детскому телевидению навстречу не шли никогда. В нашей стране детское телевидение убили. Его просто поставили к стенке и расстреляли. Это не только мое мнение, это мнение тех людей, которые работают в этой сфере. Первый удар нанесла коммерция. Потом был принят закон о том, что в детских программах нельзя размещать рекламу: даже какую-то адаптированную рекламу для детской аудитории нельзя было ставить. А руководителям каналов это невыгодно. Это же социально значимое направление, которое должно поддерживать правительство, руководство городов, областей.

- За рубежом есть разные детские каналы. Есть такие, где весь день идут одни мультики, но также есть и образовательные детские каналы. Почему у нас такого нет? В чем проблема: нет денег или желания делать хорошие детские передачи?

- Ну, что-то сейчас пытаются сделать. Например, канал «Карусель» развивается. Недавно, по-моему, запустили новый канал — «Мульт». Но, честно говоря, в этой сфере банально не хватает специалистов. Есть потрясающие личности: Татьяна Кирилловна Черняева — руководитель «АБВГДейки», Людмила Ивановна Зайцева из телекомпании «Класс» («Спокойной ночи малыши»), Саша Белявская, которая в свое время делала «Сто вопросов к взрослому», но их мало. Люди не идут в это направление. Они предпочитают заниматься тем, что приносит деньги. А детское телевидение денег не приносит. Это приносит много проблем, нервных затрат. Какой потрясающий детский проект был у Татьяны Лазаревой на канале «СТС», но делать его тоже оказалось невыгодно…

- То есть, в первую очередь, все же дело в деньгах?

- Все зависит от отношения к детскому телевидению, причем не только в Москве, но и в регионах. Я белой завистью завидую своим друзьям и коллегам, которые работают в Башкирии. Там есть такой телеканал — «Тамыр». У них целая программная сетка детского вещания: на башкирском, русском, татарском языках. И программы рассчитаны на самую разную аудиторию: от самых маленьких до молодежи. На это выделяются средства. Канал находится под патронатом президента Башкортостана, поэтому там телевидение есть. А у нас, не в обиду нашим коллегам, есть потрясающие телевизионщики в городе, но телевидения у нас нет — есть только региональные межпрограммные врезки, к сожалению.

- Возвращаясь к зарубежной практике: в чем отличие западного детского контента от отечественного?

- У нас изначально всегда была заложена доброта и назидательность. Может быть, в свое время дети устали от этого. Хотя в определенный момент, наверное, это нужно было вернуть. Почему сейчас так популярны старые советские мультфильмы? Потому что это истории, это общение персонажей. Дети же сейчас разучились общаться. Они сидят рядом, а общаются через Интернет. А западные каналы — у них другой менталитет, другое восприятие, другое отношение. Некоторые каналы я бы вообще детям не показывал, потому что это какое-то шоу уродцев. Конечно, «стрелялки» и «пулялки» — это тоже неплохо, но это никогда не принесет пользы в развитии детского телевидения в нашей стране.

- Как по-вашему, телевизор играет сейчас какую-то роль в воспитании детей?

- Наверное, да — они же не перестали его смотреть. Просто самим родителям нужно быть настороже, какие-то вещи редактировать: советовать, что смотреть, а что нет. Сейчас же столько негатива идет из телевизора. Возьмем, к примеру, мегапопулярную программу Малахова — это же ужас, когда «грязное белье» полощут на всю страну.

- У нас еще есть передачи для самых маленьких. Почему нет хороших программ для детей постарше? Ведь они были. На ОРТ, например, выходила очень интересная передача «До 16 и старше». А сейчас такое ощущение, что на эту возрастную категорию просто не обращают внимания.

- Дети постарше сейчас для всех — это самая непонятная возрастная аудитория. В наше время все меняется с такой катастрофической быстротой, что многие телепроекты, особенно детские, не успевают за развитием сегодняшнего поколения детей. Телевизионщики, по-моему, просто не знают сейчас, как делать все эти программы для подростков, какими они должны быть.

- На ваш взгляд, нужно возрождать старые передачи или придумывать для современной аудитории какие-то новые проекты?

- Есть неплохие новые формы. Та же «Карусель» что-то находит, придумывает. Некоторые проекты я с удовольствием смотрю. Но, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое. Нужно это достать, пересмотреть, упаковать в новые технологии.

- Вы много раз участвовали в различных фестивалях, неоднократно становились победителями. Что дает участие в конкурсах?

- Раньше я все пытался кому-то доказать, какие мы молодцы, переживал, нервничал. Постепенно это все ушло. Я начал смотреть на все это с точки зрения профессионального роста. Ты видишь, что делают люди, в каком направлении развивается детское телевидение. Кроме этого благодаря фестивалям у меня появилось огромное количество друзей из разных регионов. Встреча с ними — это еще и обмен опытом.

- Какие-то интересные идеи вы заимствовали из других передач?

- Бывает, что некоторые вещи повторяются, а бывает, что действительно видишь что-то новое и думаешь, почему это не пришло тебе в голову. К примеру, ребята из Чебоксар сделали потрясающую фишку в программе «Куча мала» — пародию на программу «Контрольная закупка». Они в «Детском мире» выбирали мыльные пузыри. Мне это очень понравилось. И зачем переснимать, когда коллеги все сделали отлично.

- А участие в фестивалях позволяет привлечь какую-то дополнительную финансовую поддержку или все ограничивается грамотами и дипломами?

- Если говорить про призы, то в этом году за победу на фестивале детского телевидения «Включайся!» канал «Карусель» подарил нам хорошую профессиональную очень маленькую камеру Go pro. Она может снимать и под водой, а можно ее на голову прикрепить и гонять, к примеру, на велосипеде. Обязательно попробуем ее в ближайшее время.

- Кроме победы на детском ТЭФИ, как называют фестиваль «Включайся!», в этом году вы получили приз за лучшую ТВ-программу на ульяновском фестивале имени Валентины Леонтьевой «От всей души». Какие впечатления остались от этого мероприятия?

- Очень хорошее решение организаторов фестиваля, что в его рамках проходит много творческих встреч с известными людьми, которые приезжают к нам в гости. То, что актеры и режиссеры, которых раньше мы видели только на экранах, приезжают и общаются с людьми, — это дорогого стоит, это настоящий праздник.

- Лично вам что больше всего запомнилось?

- Конечно, выступление Константина Райкина. Это что-то. Это такая энергетика — просто потрясающе. Каждый взгляд, слово, жест — такой посыл энергии, такой заряд, что невозможно больше бездействовать! Хочется идти, творить, покорять и вдохновлять!

- «Сказка за сказкой» существует много лет. Наверняка, за это время были и форс-мажоры, и какие-то казусы на съемках…

- Да, много всего происходило. Был один случай, который особенно запомнился. У нашей актрисы Ольги есть сын Илья, ему тогда было года три или четыре. Когда мы уезжали на летние съемки, он всегда просил взять его с собой. И в какой-то момент обстоятельства так сложились, что ребенка не с кем было оставить, и его все-таки взяли. И вот съемки в разгаре. Я стою за оператором и не понимаю, что происходит. Какой-то хохот на площадке, откуда — непонятно. Потом увидели, что Илья сидит под штативом, прямо под камерой, и смотрит на то, что происходит, как спектакль, и заливается смехом!

- Насколько строгий детский зритель, прощает ли он ляпы и ошибки?

- Очень строгий: он все видит, все замечает. Не зря же говорят, что для детей нужно работать так же, как для взрослых, только лучше. Стараемся обходиться без проколов.

- А откуда вы черпаете идеи для своих сюжетов?

- Что-то где-то видишь, читаешь, зацепился — вот и тема. Например, идея фильма «Пролетая над…», за который мы получили первое место на фестивале «Включайся!», появилась спонтанно. Бренд Ульяновска — авиационная столица, но дети, наверное, до конца не понимают, что это такое. Захотелось им объяснить, показать. И мы сделали эту программу с гордостью за наш город и с любовью к нему.

- Алексей, в программе вы исполняете и роль ведущего, и роль постановщика, и режиссера. Что вам больше всего нравится в вашей работе, какая ее часть?

- Мне нравится результат. Я всегда, даже когда раньше программа выходила рано утром, включал и смотрел: оценивал, что получилось, а что, может быть, нет. На монтаже каких-то вещей не замечаешь, они видны, только когда смотришь со стороны. Если результат хороший — значит, все отлично.

- Фильм «Пролетая над…» покажет канал «Карусель», а до этого его можно будет где-то увидеть?

- Если честно, руководство канала «Карусель» нам пока не сообщило, когда будет эфир. Скорее всего, осенью, потому что лето для телевизионщиков — «мертвый» сезон. Фильм мы обязательно покажем и в самой программе «Сказка за сказкой». Возможно, мы приурочим показ к 1 сентября. И, если получится, то, может быть, покажем его в каком-нибудь ульяновском кинотеатре.

- Какие у вас есть творческие планы на будущее? Может быть, нас ждут новые проекты от коллектива «Сказки за сказкой»?

- Есть идеи, но пока не хотелось бы их озвучивать. Хочется говорить о том, что сделано, а не о том, что вилами на воде писано… Сейчас вот Интернет усиленно осваиваем. Недавно у программы появилось приложение для смартфонов и планшетов с уроками творчества, поэтому сейчас рубрику, которую ведет Алена, мы адаптируем для Интернета.

Алёна Дамбаева

Источник: Ulpressa
просмотров: 180

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.