Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:20, 25.06.2014

С любовью, конечно, с любовью…

Так получилось, что сошлись в одно время две выставки с похожим названием. Но такие разные, такие необычные, такие оригинальные. А объединяет, как оказалось, мастера из Самары и известного ульяновского художника любовь…

А в Молвине – «Разгуляй»!
Влюбилась в работы Евгения Шибанова с первого взгляда, с первой выставки. В его героев, образы, пейзажи, краски, игру цвета, парадоксальность эмоций, нетривиальность сюжетов. К нему нельзя быть равнодушным. Его невозможно не запомнить.
Больше 20 лет назад он забросил шумный город и уехал в деревню Молвино, что в Тереньгульском районе. Если есть что сказать, творить можно везде. За это время Евгений Шибанов успел устроить персональные выставки в Ульяновске, Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Москве, Лондоне. И вот вернулся к ульяновской публике. В музее А.А. Пластова открылась его выставка «С любовью из Молвина».

Ныне Евгений Николаевич – почетный академик Российской академии художеств, награжден бронзовой и золотой медалями фонда «Культурное достояние» (Москва), лауреат премии в области изобразительного искусства имени
А.А. Пластова. «Каждая его новая работа являет собой результат оригинального творческого синтеза сразу нескольких мощных традиций в изобразительном искусстве России: наивной народной, дореволюционной академической и советской технологической. В этом синтезе находится ключ к индивидуальному почерку художника, его неповторимому стилю», – говорит искусствовед Татьяна Стадлер.
Но до его синтеза и стиля, до его наград и званий нет дела обыкновенным жителям деревеньки Молвино. Зато благодаря ему мы знаем не только как живописный этот уголок земли, но и как и чем живут деревенские мужики, бабушки, деды. Ведь художник удивительно и ярко умеет рассказать об их простодушной, незамысловатой, полной весомого земного смысла жизни. И в том, как он это делает, – и юмор, и лукавство, и гротеск, и хитринка, и, конечно, любовь. Все как в жизни.
Ах, сколько сочности и куража в его «Разгуляе» с гармошкой да с песнями! Как хороша чуть стеснительная «Тося» в солидных деревенских валенках с калошами и в праздничном платке. Сколько уюта в мягком предсумеречном свете «Теплого вечера». Как манит «Сирень» – то ли сиреневое облако, то ли мираж. Всю тяжесть прожитых лет несут «Старики» с ведром. И всю мудрость, важность и простоту деревенских буден узнаешь в «Грибной поре», «Сене-соломе», «Бабушке с козой»…
Не зря выставка называется «С любовью из Молвина». Как же без нее, без любви-то? Без нее невозможно – ни у работ мастера, ни у мольберта, ни в маленькой деревеньке. Евгений Шибанов это знает…

Как бедокурили «горчишники»
«Из Самары с любовью. Мир глиняной игрушки Лоры Городецкой» – так называется выставка, что открылась в Ленинском мемориале. Заглянув туда, понимаешь, что можно с помощью игрушек рассказать о городе, времени, людях немало интересного.
– Авторская коллекция самарского мастера Лоры Городецкой поступила в наш музей в 2006 году, – рассказывает Наталья Лосева, заведующая отделом этнографии Самарского областного краеведческого музея
м. П.В. Алабина. – Свою коллекцию начала создавать в 80-е годы. Тогда во Дворце детского творчества Самары действовал кружок «Самарская игрушка», где Лора Константиновна вместе со своими учениками искала образ самарской игрушки. Изучая историю, культуру, орнаменты, этнографию, она воплотила узнаваемые для нашего города образы самарцев. В ее работах – деревянная, купеческая Самара конца XIX века с ее домами с красивой самобытной резьбой, воплощенная в керамике. Или, например, образы самарского «горчишника» в характерных кепках с цветком: это жители, которые в начале
ХХ века предпочитали гулять в городcком саду и бедокурить – бросали перед гуляющей публикой махорку, табак или перец.

Барышни чихали…
Лора Городецкая любит создавать праздничные циклы, которые превращает в жанровые сцены с многообразием героев и подробностями быта. Это и «Пасхальная ярмарка», где есть ее своеобразный автопортрет с учениками, и «Рождество» с ряжеными, елкой. В многофигурной сцене «Алабинский бал» мастер дает срез самарского общества конца XIX века с разными персонами – тут поэт, что очаровывает барышню, купчиха, чиновник, графиня, дама с веером, скромные гимназистки, офицеры, обедневшая дворянка. А в центре – сам Петр Алабин – городской глава, знаковая фигура для Самары, по чьей инициативе и был создан краеведческий музей.
Есть у Городецкой и излюбленные мифологические образы – добрейшие самарские коты, белоснежные козочки самарские – повадочки царские. Она «поселила» их в «Самарскую мифологию», в «Сказочное подворье». В цикле «Самарские окна» мы заглядываем в окошки, а там герань цветет, кулич ароматом манит, кошка на мир поглядывает – удивительное изящество деталей. Характерны для Городецкой надписи на игрушках: тут и народная мудрость, и пословицы, и поговорки. Много желать – добра не видать, живи скромно – работай честно. У кого рубль плачет, а у нас копейка пляшет. Не до барыша – была бы честная душа.
Старинные сюжеты мастер расцвечивает фантазией, местным колоритом. В игрушках Городецкой – все внимание к выражению лиц, к гордой стати, самарскому характеру. И все они просто излучают доброту, потому что сделаны с добрым сердцем и любовью. Не случайно работы Лоры Городецкой представлены в частных зарубежных коллекциях в Англии, Франции, Индии, Китае, Болгарии, Германии, Иране.
Кстати, в этот же день в Самарском областном историко-краеведческом музее
им. П.В. Алабина открылась выставка «Волга в акварелях Д.И. Архангельского» из фондов музея Ленинского мемориала. Как хорошо, что нам есть что показать друг другу.

Татьяна ФОМИНА

Источник: Ulpressa
просмотров: 142

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.