Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:09, 23.07.2014

Движущая сила возрождения АПК

На базе крестьянско-фермерского хозяйства Алексея Макарова в селе Крестово-Городище Чердаклинского района состоялось выездное расширенное заседание комитета Законодательного собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды. В нем приняли участие и ведущие фермеры региона.
Открыл заседание председатель Ульяновской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Вячеслав Варганов. Он отметил, что уникальное значение фермерского уклада сейчас еще и в том, что фермерство становится социальной опорой возрождения российского села. «Стало доброй приметой: появляется в деревне фермерское хозяйство — у деревни появляется шанс на жизнь. Фермеры помогают школам и детским домам, восстанавливают храмы, являются опорой местного самоуправления. У фермеров, как правило, крепкие и многодетные семьи. Они воспитывают своих детей в труде, в заботе о земле.
Для них земля — это частица нашей большой Родины», — сказал Вячеслав Федорович.
Вместе с тем все заметнее становится дефицит рабочих кадров. Это явление уже коснулось даже более населенного, нежели остальные, Цильнинского района. Причины разные. Но основная — достойная зарплата. «Сейчас экономить на зарплате — себе дороже. Разумные фермеры понимают это и платят достойные деньги. А налоги? Отчисляются далеко не всегда и не в полном объеме. Пора вводить этот процесс в цивилизованное русло: государство должно поддерживать фермеров, но и фермеры должны пополнять и областной, и федеральный бюджеты налогами», — уверен Варганов.
Ульяновские фермеры неоднократно ставили вопрос о государственной поддержке фермеров на основе погектарного финансирования. С 2013 года такой порядок действует. Однако размер финансирования многократно меньше европейского. Более того, уровень государственной поддержки после отмены компенсаций на топливо и удобрения стал даже ниже.
«Расчет показывает, что минимальный размер погектарного финансирования должен составить 4000 руб. в год: 2000 — для проведения посевной и 2000 — для проведения уборочной кампании», — считает председатель ассоциации фермерских хозяйств.
Начиная календарный год, каждый фермер должен иметь прогноз хотя бы на ближайшее будущее, поэтому минимально допустимая цена на зерно должна устанавливаться государством в начале каждого текущего года (январь, февраль). Последующий рост цены при благоприятных погодных условиях будет отрегулирован рыночным механизмом.
Еще одна проблема, которую затронул Вячеслав Варганов. «Более 80% техники, используемой фермерами, изношено. Это не позволяет в оптимальные агротехнические сроки провести посевные и уборочные работы, что приводит к заметным потерям урожая, снижению его качества. Те фермеры, которые в прошлом году убрали урожай зерновых культур до начала дождей, оказались в заметном выигрыше. Но это — единицы. Большинство не успели, потому что энергонасыщенной техники не хватает или ее просто нет. Мы обратились с предложением к федеральному министру разработать и с 2015 года внедрить меры по техническому оснащению села, субсидировать со стороны государства до 35% стоимости техники. Представляется целесообразным выделять льготную технику исходя из площади земель, которые фактически обрабатываются в течение 3-5 лет».
Нужны неотложные меры по возрождению отечественного семеноводства. Особенно это касается сортов семян технических культур: кукурузы, свеклы и подсолнечника.
Все более актуальной становится тема сельскохозяйственной кооперации. Кооперация — важнейшее условие повышения конкурентоспособности КФХ, решения острой проблемы сбыта произведенной продукции. Но на сегодня этот вопрос в России не решен нигде.
«Фермеров призывают развивать кооперацию снизу. Но как это делать без денег и при низкой доходности? Для развития нужна государственная поддержка.
Есть целевая ведомственная программа. Но необходимо обеспечить ее достойным финансированием — не менее 10 млрд рублей. А в текущем году запланировано только 300 млн руб. Но даже эти крохи пока не дошли до регионов», — сетует Вячеслав Федорович.
Вместе с тем настало время и самим фермерам научиться работать в тесной связке друг с другом, сохраняя свое лицо и экономическую независимость. Есть вопросы для сотрудничества в сфере покупки удобрений, топлива (оптом — дешевле), продажи зерна.
Необходимо формировать единую площадку для совместного решения этих проблем.
Принятое государством решение о возрождении фермерского уклада было правильным стратегическим выбором.
Однако приоритетность определяется прежде всего тем, куда направляются финансы, на какие проекты идут основные денежные потоки. Этот важнейший индикатор убедительно показывает — в России пока предпочтение отдается мегафермам и крупным предприятиям. Запускаются проекты молочных комплексов на 2 или 5 тысяч коров, свинокомплексы — на 50, 100, 200 тысяч свиней.
Дух захватывает от таких цифр! На каждый такой мегапроект государство щедро выделяет миллиарды рублей. А на всю общероссийскую программу семейных животноводческих ферм — с трудом находит 1,5 миллиарда.
«Почему так происходит? Нужно признать, что у нас аграрная стратегия основана на застарелых мифах: мегафермы выгодны, так как производят большие объемы товарной продукции с наиболее низкой себестоимостью», — продолжает Вячеслав Варганов. Однако стоимость одного скотоместа на семейной молочной ферме — 120 тыс. рублей, а на мегафермах — 520 тысяч рублей. Причина -неоправданно высокие затраты на строительство и техническое оснащение ферм.
Во всем мире основа производства продовольствия — семейная ферма. Да, на Западе мегапредприятия — крупные, влиятельные игроки на продовольственном рынке, но на самом деле это — кооперативные объединения. Они созданы на основе семейных ферм. Но благодаря кооперации такие фермы объединяются и становятся экономически сильными и влиятельными. Фермеры не против крупного производства, агрохолдингов. Мы — за разумные пропорции, против дискриминации фермерских хозяйств. Наши фермеры относятся с большим пониманием к трудностям при формировании областного бюджета. Поэтому готовы предложить свою продукцию, прежде всего — овощи (картофель, капусту, морковь), а также и мясо для бюджетных организаций по ценам, заметно более низким, нежели рыночные. Это выгодно бюджету и самим фермерам, поскольку они имеют гарантированный рынок сбыта. Уже много лет тендеры на поставку овощей выигрывают другие, предлагая цены на 30-40% выше фермерских.
«Фермерство в настоящее время представляет собой наиболее динамично развивающийся аграрный уклад», — поддержал председатель комитета Законодательного собрания Ульяновской области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов.
Семейные фермерские хозяйства, используя свои конкурентные преимущества — колоссальную мотивацию к труду, как собственника земли, хозяина и одновременно труженика, добились значительных успехов.
Фермерский сектор региона дает сегодня каждую пятую тонну зерна и подсолнечника, 40% сахарной свеклы. Индекс физического объема продукции за последние 6 лет вырос в КФХ на 277%.
Вместе с тем остаются значительными факторы, препятствующие развитию фермерского движения.
Доходы сельского населения в два раза ниже средних по экономике, поэтому российская бедность локализуется в значительной мере на сельских территориях.
За последние 15 лет нарастает перечень проблем, связанных с оформлением земельных отношений. Государству не удалось обеспечить гарантии прав крестьян на собственность и пользование землей, упростить процедуры выдела земельных участков в счет земельных долей, снизить зависимость от проверяющих органов и обеспечить доступ к неиспользуемым участкам из государственной собственности.
«С учетом результатов развития фермерского движения за прошедшие двадцать пять лет, накопленного опыта и наличия крестьянских семей, готовых развивать свои товарные подворья, можно обоснованно ставить задачу на государственном уровне в развитии аграрной реформы — перейти от этапа укрепления фермерского ядра, к этапу значительного количественного расширения фермерского сектора», — считает Виктор Антипов.
По итогам заседания был вынесен ряд решений и обращений. В частности, было отмечено, что в настоящее время необходим разворот всей аграрной политики к крестьянину, к семейной ферме. Аграрный комитет ЗСО выступил с предложением обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о создании государственного комитета по земельной политике и управлению земельными ресурсами для реализации единой и ориентированной политики по обеспечению крестьян землей, либо возложить данные функции на Минсельхоз России, провести полный кадастровый учет за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения, создать на базе открытого акционерного общества «Россельхозбанк» Агентства по развитию АПК, обслуживающего сельхозтоваропроизводителей, решить вопрос о предоставлении кредитов фермерам со ставкой 3% годовых на срок до 20 лет.
Кроме того, рекомендовать Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации принять изменения в нормативно-правовые акты РФ, разрешающие строительство жилых домов фермерским хозяйствам для членов КФХ, на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности, с возможностью придания им статуса хуторского хозяйства, и включить в общий трудовой стаж периода работы главы и членов крестьянских (фермерских) хозяйств с 1991 по 2001 годы при отсутствии перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для компенсации отмененных субсидий на топливо и удобрения установить минимальный размер погектарного финансирования 4000 руб. в год, разработать неотложные меры по возрождению отечественного семеноводства, разработать и принять Ведомственную целевую программу технического переоснащения сельхозтоваропроизводителей с субсидированием из федерального и региональных бюджетов 35% от стоимости техники, включая приобретение сельскохозяйственной техники и машин по договорам кредитования и лизинга. Выделять льготную технику, исходя из площади земель, которые фактически обрабатываются в течение 3-5 лет. Внести изменения в Ведомственную целевую программу «Начинающий фермер» по увеличению финансирования до 5 млрд рублей в год и увеличению доли средств из федерального бюджета до 70% от общего объема выделяемых грантов. Учитывая высокую эффективность реализации Ведомственной целевой программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ, увеличить ежегодный объем финансирования данной программы до 10 млрд рублей с одновременным увеличением доли средств из федерального бюджета.
Аграрный комитет ЗСО готовит предложения в министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона разработать порядок осуществления закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд непосредственно у фермерских хозяйств. Учитывая особую актуальность развития кооперативного движения, определить меры по созданию фермерских кооперативов с привлечением на эти цели государственных субсидий.
Главам крестьянских (фермерских) хозяйств рекомендовано обратить внимание на соблюдение трудового законодательства Российской Федерации в части выплаты заработной платы, а также отчисления налогов в соответствующие бюджеты и Пенсионный фонд Российской Федерации.

Источник: Ulpressa
просмотров: 511

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.