Во вторник 17 июня из производства окончательной сборки «Авиастара» состоялась выкатка первого серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А (рабочее наименование — «изделие 476»). Перед этим на протяжении нескольких часов его тщательно осматривали представители заказчика — Минобороны РФ.
Воздушное судно с бортовым номером 0103 (первые два собранных транспортника представляют опытный, прошедший ресурсные статические испытания в ЦАГИ, и летный, проходящий в настоящее время завершающий этап совместных государственных испытаний, экземпляры) перекатили на летно-испытательный комплекс, где он будет окрашен в ОАО «Спектр-Авиа».
На воздушном судне проведены работы по монтажу систем и оборудования, в кабине экипажа установлена современная авионика. Завершены испытания топливом кессона крыла и центроплана на герметичность. После окрасочных работ (по утвержденной заказчиком схеме они займут три недели) транспортник будет передан на плановые наземные (еще три недели) и летные (16 полетов) испытания. По словам заместителя генерального директора авиазавода, руководителя проекта «476» Валерия Токарева, перед «Авиастаром» стоит задача передать самолет военным не позднее 25 ноября.
Строительство первого серийного Ил-76МД-90А вместе с подготовительными работами заняло три года, но уже сегодня этот срок сокращен до двух лет. На данный момент в производстве в разной степени готовности находятся порядка 13 самолетов семейства Ил-476. Второй серийный транспорт-ник (бортовой номер 0104), будет отправлен на летно-испытательный комплекс в конце августа. Заказчику он также должен быть передан в нынешнем году. Согласно графику поставки по два самолета Минобороны будет получать еще два года, а с 2017-го ведомству начнут передавать минимум по шесть Ил-76МД-90А. Напомним, что согласно контракту, подписанному в Ульяновске четвертого октября 2012 года в присутствии президента Владимира Путина, «Авиастар» должен произвести 39 воздушных судов этой серии.
Кроме того, на авиазаводе полным ходом идут работы над перспективным самолетом-топливозаправщиком Ил-78М-90А, который создается на базе «476-го». В частности, уже начата сборка центроплана и изготовлен ряд деталей. Подписание нового контракта с Минобороны ожидается до конца года.
Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном объединении им. Чкалова.
Новые пилотажно-навига-ционный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и стеклянная кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.
Любопытно, что первый серийный Ил-76МД-90А должны назвать «Ульяновск». Как сообщается, Минобороны ответило согласием на соответствующую просьбу региональных властей. Вполне вероятно, что на фюзеляже транспортника поместят герб и флаг Ульяновской области.
Георгий Кузнецов