Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:53, 12.03.2014

Башкирия: о старинном тракте напоминают остатки каменных мостов

12 марта 2014.

Миф, будто все старые дороги построила Екатерина II, связан с тем, что при её царствовании появилась сеть почтовых государственных трактов. Такая «екатерининская» дорога проходит и по республике.

Мостик возле деревни Рефанды сохранился со времён Екатерины II.Фото автора

Бирский-Сибирский тракт
Асфальтовое шоссе, минуя Благовещенск, протянулось с юга на север - это дорога от Уфы до Бирска. Трудно представить, но всего сто лет назад её не существовало, и в Бирск ездили совсем по-другому. Старая Бирская-Сибирская дорога начиналась на западе города. Для того чтобы попасть туда, а также в Казань, Екатеринбург или Пермь нашим предкам нужно было для начала выкатиться на Вавиловский перевоз через Белую - место, где сегодня улица Деревенская переправа в Нижегородке выходит к берегу Белой. Там до сих пор видны следы паромной переправы.
Далее дорога шла через деревню Вавилово, совпадая с нынешней трассой М7, ведущей на Казань. В деревне Мамяково старая дорога отклоняется вправо, идёт через деревни Медведерово, Ахлыстино, а напротив села Калинники снова выходит к Белой. Здесь также когда-то действовал перевоз, называвшийся Монастырский по селу Монастырский Дуваней.
В наше время от былого почтового тракта осталась проселочная дорога разной степени сохранности. Трудно представить, что когда-то здесь шёл плотный трафик. Однако это подтверждают артефакты. Например, каменный мостик на обычной проселочной дороге возле деревни Канлы. Или вот два каменных мостика-близнеца посреди болотистой уремы, не доезжая до села Калинники.
Покровитель лошадей
От Монастырского перевоза через Белую дорога ветвилась на две части. Одна через село Петровское шла на Бирск и оттуда на Елабугу. Именно так раньше ездили на Казань. Другая - вдоль озера Старица на Калинники, большое притрактовое село. Когда-то на главной улице села стояла церковь Фрола и Лавра, покровителей лошадей. По воспоминаниям старожилов, обозных лошадей выстраивали вдоль дороги и батюшка кропил их святой водой.
Далее дорога, теперь это был уже конкретный Сибирский тракт, шла на север.
Следующее крупное село – Емашево, где до сих пор сохранился грандиозный кирпичный храм. Здесь старый тракт сбегает под горку и по мосту пересекает полноводную реку Бирь.
За Емашево дорогу обступает лес, среди которого на полянах читаются былые деревни, также в одну улицу стоявшие вдоль тракта. Вообще, когда едешь по этой дороге, чувствуешь себя исследователем. Прошлая жизнь не так сильно спрятана от нас. Но она удаляется всё дальше. И если каменные мостики ещё есть, то деревянные давно сгнили и рухнули.
В Мишкино старый тракт выходит на асфальт и совпадает, местами уходя в сторону, с дорогой на Караидель и Тастубу. За деревней Рефанды ещё один красивый каменный арочный мост. Кстати, ширина мостиков везде около 6 метров. Таковы были стандарты почтового тракта.
В деревне Явгильдино на Аскино уходит дорога, ведущая в итоге на Кунгур и выходящая на Великий Московско-Сибирский тракт. Тот самый, построенный при Екатерине.

По государственному тракту во времена Екатерины II, имея на руках подорожную и меняя лошадей на почтовых станциях, можно было добраться практически до любой жилой точки империи.

Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»

Источник: Уфа-пресс, РИА
просмотров: 6531

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.