Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

08:32, 02.02.2013

Супермаркеты разоряют мелкого предпринимателя

Отношение к торговым сетям у нашего населения неоднозначное. Для подавляющего большинства они стали едва ли не торговой Меккой, а вот люди, состоящие с ними в конкурентных отношениях, хватаются за голову. Речь идет о владельцах так называемых магазинов шаговой доступности, которых в стране тоже немало и для которых соседство с супермаркетами — практически приговор. А между тем они годами выстраивали свой бизнес, лезли в кредиты, переживали дефолты и кризисы, регулировали отношения с администрацией и бились за покупателя. В общем, вертелись, как ужи на сковороде, но теперь бессильно опускают руки. Их неумолимо накрывает сеть, против которой они бессильны.

Предприниматель Вадим Антонов из райцентра Мишкино развернул свою первую торговую точку еще в середине 90-х. Сложились с товарищем и открыли хозмаг. В то время менеджмент как наука еще только входил в жизнь россиян, поэтому мужики вели торговлю, руководствуясь простыми правилами спроса и смекалкой. Но дела шли, и постепенно предприниматели открыли продуктовый магазин, потом еще. Местная администрация, заинтересованная в развитии предпринимательства на селе, поддерживала бизнесмена, тем более что он свой, местный. К тому же его всегда можно привлечь к организации праздников и торжественных мероприятий — отказа не будет. О престиже родного села речь идет, а это для Вадима фактор серьезный. Короче, все шло очерченным кругом, пока в село не зашла крупная торговая сеть. И зашла основательно, с размахом. Выкупила здание, отгрохала супермаркет в два этажа — и все, конкуренты съедены. Покупатель от них ушел. Теперь дела Вадима серьезно пошатнулись, и, по словам бизнесмена, «скоро ему только и останется, что опять только тазиками торговать». Сетям он ничего противопоставить не может. Там все: и деньги, и возможности, и дешевизна товаров. Цены на 15 — 20 процентов ниже на все товары, кроме, пожалуй, сигарет. То есть сети в любом случае имеют фору. Эксперты же утверждают, что если сетевые супермаркеты даже и захотят сравнять стоимость товаров, то по-любому будут иметь пре-имущество. Люди все равно пойдут к ним. Во-первых, по уже устоявшейся привычке, а во-вторых — там можно найти все и сразу и к тому же наскочить на промоакцию. Они покупателя тоже привлекают. А магазины шаговой доступности — это всего лишь вариант для тех, кто вышел вечером за хлебом — не более. В этой борьбе у Вадима есть, пожалуй, только одно преимущество: свежесть продукции. «Беру ее ровно столько, сколько может разойтись за день. Но бензина жгу уйму, — говорит он. — Правда, покупатели еще ходят. Но это те, кому до супермаркета пешком идти неохота. Или кого качество товара там не устраивает». Муниципалитет тоже не все устраивает в отношениях с зашедшими на их территорию сетями. Как поясняет начальник отдела экономики райадминистрации Алевтина Игнатьева. Сетевики нередко пренебрегают общепринятыми требованиями. «Они крайне неохотно отчитываются перед нами о своей деятельности, и информацию от них нередко приходится добывать с боем. Это удается сделать лишь, поговорив с руководством компании, которой принадлежит сеть», — поясняет она. Руководство находится в Уфе. И хотя компания наша, республиканская, до проблем земляков ее руководству, похоже, дела нет. Для них они всего лишь объект получения прибыли. Видимо, поэтому от них не дождешься помощи в подготовке к праздникам — и все попытки администрации сработаться в этом плане пока заканчивались ничем. А ведь это обычная практика, принятая и у нас, и за рубежом. Помощь администрации по-прежнему оказывают местные предприниматели. Для них престиж родного района — факт серьезный. Производитель дошёл до точки. Торговой В сетевых магазинах Туймазов и Октябрьского продукция местных производителей представлена в довольно широком ассортименте: колбаса, молочные продукты, овощи, хлебобулочные изделия... По словам директора одного из предприятий торговли, денег за то, чтобы чей-то товар появился на магазинных полках, они с производителей не берут. Такое решение он мотивирует тем, что это неизбежно скажется на стоимости реализуемой продукции. А им выгоднее удерживать как можно более низкие цены. — Вы поглядите, у нас только хлеб поставляется с десятка пекарен: из Уфы, Туймазов, Октябрьского, — говорит он. — Установим мы барьер для производителя — он тут же заложит в буханки понесенные расходы. Тем не менее, попасть в число поставщиков не так-то просто. Как сообщил нашему корреспонденту предприниматель Наиль (его фамилию он попросил не указывать), на это можно рассчитывать в трех случаях: если директор (еще лучше — владелец магазина) — ваш хороший знакомый, если за вас замолвил слово влиятельный друг, либо вы предлагаете свой товар по баснословно низким ценам. Еще один вариант, который все активнее практикуют крупные производители, — открытие собственных торговых точек. По мнению бизнесменов, это позволяет им продавать свою продукцию по более привлекательным ценам. Куда крестьянину податься? Дамир Тимергалиев, фермер из Калтасинского района: — Мы вынуждены заниматься делом, совсем нам не свойственным, — сбытом произведенной продукции. В прошлом году, скажем, я вырастил гусей, а продавать их пришлось везти перед Новым годом в Екатеринбург. Та же история — с медом. Почему бы какой-нибудь торговой сети не заключить со мной договор на поставку всего этого? Или же чтобы это был единый республиканский оператор: у нас берет и распределяет по сетям. И они будут знать, что получат, и у меня головной боли значительно убавится. Но вход в эти сети для нас пока закрыт наглухо. Там все больше крупные производители, срок хранения продукции которых такой, что хоть в мавзолей клади, не испортится, потому что состоит из химии и добавок разных. Тем временем В США, на которые так любят ссылаться наши приверженцы конкуренции, в ряде штатов есть закон, запрещающий открывать сетевые магазины в городках с населением менее 50 тыс. человек. Это сделано с тем, чтобы владельцы мелких лавок и магазинчиков не разорились. Если бы такие законы действовали и у нас, то ни в одном райцентре сети не появились бы. КОММЕНТАРИЙ Валерий Белов, начальник отдела развития продовольственных рынков минсельхоза республики: — Более одной тысячи предприятий в Башкирии сегодня производят продукты питания. По итогам прошлого года они отгрузили пищевых продуктов более чем на 53 млрд рублей. Это качественная и натуральная продукция по доступным ценам, большинство из которой узнаваемо покупателями, имеет собственные уникальные свойства, торговые марки, широко брендировано. К примеру, «Башкирский мед», кумыс, белебеевские сыры, вода «Красноусольская» и многие другие продукты пользуются большой популярностью не только в республике, но и далеко за ее пределами. О высоком качестве башкирской продукции говорит и тот факт, что в ноябре прошлого года представители федерации рестораторов и отельеров России, компании «ПИР» специально посетили нашу республику. Тогда они побывали на многих перерабатывающих предприятиях и предварительно отобрали образцы продукции, произведенной в республике. Экспертный совет, высоко оценив качество наших продуктов, принял решение об их продвижении на столичный рынок. В числе лучших российских региональных продуктов были названы башкирские бортевой мед, кумыс, деликатесы из конины, сыры, бальзамы, национальные кисломолочные продукты — всего более 20 наименований. Заметим, это самое большое количество наименований продукции, отобранных в одном регионе. Совсем скоро товаропроизводители Башкортостана совместно с компанией «ПИР» начнут реализацию некоммерческого проекта «Российский региональный продукт», в рамках которого наши продукты будут продвигаться на московский и другие региональные рынки. Сергей Здоровцов, Алексей Шильников, Андрей Ничков, Республика Башкортостан Оригинал публикации

Источник: Уфимский журнал
просмотров: 40

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.