Высокие технологии помогли учителям
и родителям пообщаться с министром
образования и науки России
В преддверии 1-го сентября родители и педагоги приняли участие в Общероссийском родительском собрании. Его в режиме видеоконференции провел министр образования Дмитрий Ливанов. Задать свои вопросы могли люди из разных регионов. В ходе интерактивного общения многое прояснилось: система дополнительного образования, например, будет финансироваться по принципу «деньги за услугу», в школах страны установят фильтры интернет-контента, а уже в первой четверти пройдут уроки по интернет-безопасности. О некоторых новшествах грядущего учебного года – подробнее.
Зарплата
Одним из вопросов, затронутых Ливановым, стал вопрос зарплаты учителей. Чиновник рассказал, что сейчас государство словно возвращает долги педагогам. За год их доходы выросли вдвое, и в дальнейшем увеличение продолжится. В Москве школьный преподаватель получает порядка шестидесяти тысяч рублей, в регионах этот показатель, само собой, ниже. При этом требования к учителям предъявляются очень высокие.
Однако зачастую повышение зарплат у педагогов школьного и дошкольного образования происходит за счет увеличения часов. «У нас и так учителя загружены достаточно. И те случаи, когда педагоги работают хотя бы на полторы ставки, должны быть исключением», – подчеркнул глава министерства.
Он также отметил, что оптимизация не должна повлечь за собой массовое объединение групп в детских садах. Делать это можно только в тех случаях, когда это действительно оправдано. Например, в садах, которые находятся в сельской местности или там, где просто не хватает детей одного возраста, чтобы заполнить целую группу.
Шаг в профессию
Ливанов подчеркнул: сегодня очень важно, чтобы молодежь изменила свое отношение к профессии учителя и начала выбирать для поступления педагогические вузы. Сделать эту работу более интересной и привлекательной для выпускников школ призвано не только повышение заработной платы, но и новые современные требования к профессии. В прошлом году впервые принят профессиональный стандарт, который разрабатывался самим образовательным сообществом, и в соответствии с ним меняется программа педагогического образования, программа повышения квалификации учителей, особенно их практической части.
Возвращение сочинения
Очень важно будет не потерять ни одного дня с начала учебного года тем ребятам, которые учатся в 11 классе. Лучше разработать особый план подготовки к сочинению, который позволит в каждодневном режиме восполнить все необходимые пробелы в знаниях и качественно подготовиться. Сочинение уже определено в декабре, дети с проблемами здоровья будут писать изложение, если они захотят. Возможна пересдача в феврале. Оценки выставляться не будут – будет зачет-незачет. В ближайшие дни педагоги получат рекомендации по оценке.
ГТО
Еще один вопрос, который беспокоил участников собрания, – введение норм ГТО. Родители переживают, что отсутствие физической подготовки повлияет на поступление в вузы и сломает жизнь тем подросткам, которые сильны только умственно.
Ливанов заверил, что такого не случится, – сдача нормативов не будет связана с аттестацией по физкультуре, поступлением в вуз и получением аттестата. Результаты ГТО, как и другие индивидуальные достижения школьников, например, в сфере творчества, станут составной частью портфолио, которое вводится с нынешнего года и будет учитываться при приеме в вузы.
Электронные учебники
В следующем году в школах будут внедряться параллельно с бумажными учебниками и их электронные мультимедийные версии. Дмитрий Ливанов надеется, что современные технологии позволят в ближайшем будущем снизить и бюрократическую нагрузку на школы, учителей: каждое образовательное учреждение будет иметь свой интернет-сайт с подробной информацией об образовательной организации. Таким образом все региональные органы управления, родители и школьники смогут получать данные о работе школы.
Инклюзив
Был задан вопрос и об инклюзивном образовании, которое на словах поддерживают многие, но не все школы готовы обучать детей-инвалидов. Министр подчеркнул, что в этом направлении многое предстоит сделать – от физической доступности школ для детей с ограниченными возможностями до создания благоприятной психологической атмосферы в школах.
Сегодня любой учитель должен быть готов к тому, что в классе могут быть особенные дети. Поэтому новые программы обучения в педвузах помогут подготовить будущих педагогов к работе в инклюзивном классе. При этом глава ведомства заметил, что сеть коррекционных школ останется. Для детей, которые не могут обучаться по программам инклюзии, останутся школы с особыми условиями обучения.
Учебник истории
Родителей интересовало, когда дети начнут учиться по новым учебникам истории. В октябре прошлого года прошло активное обсуждение концепции единого учебника истории. По словам Дмитрия Ливанова, некоторые группы авторов уже приступили к написанию новых учебников. Они сначала должны будут выдержать критику ведущих российских ученых. И только после этого пособия отправятся в школы. Планируется, что это произойдет в феврале.
Интернет-безопасность
В школах установят фильтры интернет-контента и уже в первой четверти пройдут уроки по интернет-безопасности.
Вторая смена
По словам Ливанова, сейчас 25 процентов российских школ работают в две смены. Он обещал, что переполненных классов и третьих смен не будет, добавив, что эта задача должна быть решена уже со следующего учебного года.
Поборы
Отвечая на вопрос о поборах в школе, Ливанов заявил, что школы сейчас финансируются в достаточной мере и оснований собирать деньги с родителей нет. При этом министр призвал тех родителей, которые столкнулись с подобным явлением, обращаться по адресу net-poboram@mon.gov.
Алла РУБЦОВА.
«Ах, какой был мужчина!»
Виновата она – весна!
Путёвка в жизнь
Крепкий футбольный орешек