Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:38, 15.08.2014

Звонок на необычный урок

Насколько своевременно, а главное, выполнимо, решение Минобрнауки РФ по обязательному внедрению электронных учебников?

Влияние новых технологий на образование неизбежно и мало зависит от согласия родителей и желания педагогов. С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия. Этого требует вступивший в силу Закон об образовании.

У учеников и учителей будет выбор, каким образом получать знания: по старинке, через бумажный учебник, или через гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания. Предполагается, что полноценный электронный учебник – не просто устройство, в которое скопированы изображения страниц традиционной книги. Компьютерные пособия будут интерактивными. Например, в них есть перекрестные ссылки между разными курсами и предметами. Будут встроенные лаборатории по химии, физике или биологии. А иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов.

Решение принято, но споры по поводу его «нужности», а главное, выполнимости, день от дня только разгораются, причем не только в стане родителей и педагогической общественности, но даже в среде экспертов в сфере образования. Буквально на днях этот животрепещущий вопрос в очередной раз обсуждался на встрече представителей Минобрнауки России, специалистов в сфере образования и руководителей ведущих книжных издательств.

Так все-таки нужны нам электронные учебники или нет, обоснованно ли их внедрение в обязательном порядке?

Аргументы «за», или Высокотехнологичный
ответ на санитарный вопрос

Компьютерные пособия разгрузят учителей. Если ученики будут выполнять задания на компьютере, он же их и проверит, и выставит оценки. У педагогов будет больше времени для индивидуальной работы с детьми.

Внедрение электронных учебников не вызовет трудностей. Современные дети с малых лет учатся пользоваться всевозможными компьютерными и другими техническими устройствами, поэтому на «освоение» электронного учебника не понадобится много времени и сил. К тому же, отмечают некоторые эксперты, так называемые ридеры ничем не уступают бумажной книге.

Нововведение открывает небывалые возможности для дистанционного обучения.

Современный ответ на санитарный вопрос: совершенно очевидно, что электронные книги облегчат портфели учащихся, тяжесть которых превышает все допустимые «пдк», разрешенные СанПином.

Мнение Сети

Сания Алимова, учитель английского языка:
– Технически перейти на электронные учебники мы готовы. Часть учащихся их уже использует повседневно. Но мне не кажется это жизненной необходимостью в настоящих условиях. Прежде чем повсеместно внедрять электронные учебники, нужно изучить влияние этих устройств на здоровье ребенка, зрение, в частности. К тому же, насколько я знаю, они не защищены от установки на них развлекательных программ, не имеющих отношения к учебе. То есть школьник может использовать эти гаджеты в качестве игрушки.

Евгения, 33 года, экономист:
– За такими технологиями будущее. Думаю, все мы скоро откажемся от обычных книг и перейдем на планшетники и электронные «читалки». Так что детям нужно осваивать новые технологии. И чем раньше начнется этот процесс, тем лучше. Ведь взрослого человека гораздо труднее приучить к электронным новинкам. А сейчас без гаджетов просто не обойтись. И если у детей, живущих в больших городах, скорее всего есть возможность освоить компьютеры и электронные книжки вне школы, то у тех, кто живет в провинции, такой возможности нет. Так пусть их уже в школе научат пользоваться электронными книгами, тогда и с компьютерами потом проблем не будет.

Михаил, 50 лет, инженер:
– Многие родители сами не слишком умелые пользователи. А стало быть, не смогут помогать своим детям делать уроки. Мне кажется, сейчас редкий школьник может с уроками самостоятельно справиться. Так что не нужно дополнительно осложнять жизнь родителям и заставлять их разбираться с модными новинками!

Лариса Дядькова, мама:
– Пощадим наши леса! Продвинем наших детей! Я – «за» электронные учебники!

Quote, репетитор по физике, математике:
– Глубоко наплевать на массовые процессы – информатизацию, компьютеризацию и так далее. И на «мы живем в XXI веке…» – тоже! Примеров таких массовых помешательств история знает очень много, а Россия в особенности. Коллективизация, освоение целины, БАМ, реки вспять… Какие великие идеи, планы… Сколько восторга вначале, сколько разочарования потом. Давайте и сейчас все дружно и, как и всегда, совершенно добровольно встанем под знамена КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ. Не надоело лозунгами жить в XXI веке? А вы попробуйте, «не отходя от кассы», привести три-четыре неоспоримых аргумента полезности этих электронных учебников! Сомневаюсь, что вам это удастся!

Светлана Трефилова, учитель:
– Научно-технический прогресс не остановить, но и книги в макулатуру сдавать рано! Важно помнить, что ни книги, ни планшетники сами по себе знаний не прибавят, если человек не захочет учиться САМ!

Аргументы «против»,
или Одно лечим, другое калечим

Удар по карману. Стоимость электронного учебника не сравнима с ценой обычного. При утере или поломке его нелегко будет заменить на новый. Кто вообще будет обеспечивать электронными учебниками в случае, если школа или класс примут решение перейти на «высокотехнологичное обучение»? Если школа обеспечит всех учащихся гаджетами, то далеко не каждый родитель сможет купить новое устройство в случае поломки или утери.

image К сведению

Шесть школ Москвы в новом учебном году опробуют на практике электронные учебники, об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин. По словам столичного градоначальника, электронные учебники – «ноу-хау» Москвы и «нигде в России они пока не введены». Уже готовы пять учебников, которые будут внедрены в шести школах с 1 сентября.

Теперь планируется снабдить такими учебниками всех желающих. Специалисты готовили эти учебники в течение 1,5 лет. Издания получили одобрение со стороны ученых и методистов. По словам Сергея Собянина, сейчас в столичные школы внедряется ряд новых электронных сервисов, в частности, проход в школы по спецкарте, обслуживание в буфете, смс-оповещение родителей о посещениях школы.

Обратная сторона санитарного вопроса. Окулисты бьют тревогу – в последние годы из-за широкого распространения электронных устройств зрение школьников стало катастрофически падать. Систематическое чтение с экрана еще больше ухудшит ситуацию.

Многие учителя считают внедрение электронных учебников поспешным. Для начала нужно обучить работе на этих устройствах преподавателей. Далеко не каждый педагог является настолько продвинутым пользователем, что сможет сразу и без проблем перейти на преподавание «по-новому».

Он-лайн или офф-лайн?

Таким образом, профессиональная, родительская и педагогическая общественности далеки от единства в этом вопросе. Однако «машина запущена» – уже на протяжении трех лет реализуется масштабный федеральный проект, в рамках которого было потрачено 64 млрд рублей на приобретение 4,3 млн единиц современного информационно-коммуникационного оборудования, обновление программного обеспечения и оборудование Интернета в школах.

При Минобрнауки России создана специальная рабочая группа, которая занимается выработкой требований к электронным учебникам, их содержанию, структуре и рабочим характеристикам. Специалисты Минобрнауки считают, что электронный собрат – это только форма печатного оригинала, поэтому их структура и содержание должны соответствовать определенным требованиям. Да, требований к учебникам сегодня много… Только их качество от этого почему-то не меняется. Время сейчас такое – мы плавно переходим на все электронное: деньги, справки, портфолио, голосование. И, конечно, электронные учебники на этом фоне уже ни для кого не являются диковинкой. А вот хороший, качественный и без ошибок учебник бумажный – увы, да.

Еще не утихли страсти вокруг вновь утвержденного федерального перечня учебников, который из-за ужесточения требований к ним сократился в два с половиной раза. Напомним, что в него не попали широко известные пособия Людмилы Петерсон, Леонида Занкова, Льва Выготского, весьма популярный учебник Happy English и многие другие. А одно из самых крупных книжных издательств, занимающее почти треть российского рынка учебной литературы, оказалось не у дел – ни один из 104 учебников издательства не попал в утвержденный перечень!

Впрочем, как и многие другие издательства, которые сейчас заняты тем, что готовят иски в суды, пишут жалобы в прокуратуру и антимонопольную службу, пытаясь отстоять свои права и добиться признания неправомерности действий министерства. Теперь новая встряска – чтобы войти в этот самый перечень, издательства должны еще и позаботиться о том, чтобы их учебники в обязательном порядке обладали электронными копиями. Сколько учебников останется в списке разрешенных после этого нововведения?

Алла РУБЦОВА.

Жара угрожает урожаю! Для победы – нужен код Наведем чистоту! Объявлен конкурс грантов молодым ученым
просмотров: 122

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.