Ученые из Уфы разработали авиационный двигатель, способный работать на всех видах топлива. Инженерам удалось объединить бензиновый и дизельный моторы в единое целое. Исследования, реализованные в разработке, велись с 1980-х годов в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ).
Новые авиадвигатель ДДА-120 обладает уникальными характеристиками: высокой удельной мощностью и топливной системой. Он может работать на авиационном керосине, бензине, дизеле, и даже на растительном масле. Аналоги есть за рубежом, но они очень дорогие. Российский будет будет существенно ниже по цене.
— Сейчас развитие нашей малой авиации очень затруднено из-за того, что все комплектующие летательных аппаратов — импортные, соответственно, конечная стоимость очень высока, — говорит гендиректор компании-разработчика «Двигатели для авиации» Платон Маслов в интервью ТАСС. — Самый дешевый новый импортный двигатель обойдется в сумму от €20 тыс. Планируемая рыночная стоимость нашего отечественного двигателя — от 300 до 500 тыс. рублей", — сказал он.
Внешне двигатель очень похож на аналоги, применяемые в малой авиации — например, в вертолетах Robinson R22 и самолетах Cetus 200. Как пояснил доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания УГАТУ Марат Гарипов, ДДА-120 выгодно отличается от других многотопливных двигателей, которые работают на искровом воспламенении. Он существенно легче и будет расходовать меньше топлива.
Сейчас двигатель на этапе изготовления прототипа и для завершения проекта требуются деньги. Как сообщили разработчики, проект выставлен на одну из краудфандинговых платформ для сбора финансовой поддержки. Требуется собрать 3 млн рублей. Инженеры планируют завершить работу к концу 2017 года.
— Все наши исследования мы подтвердили экспериментально на лабораторных образцах, — говорит Маслов. — Проводились испытания в условиях, приближенных к реальности, — при отрицательных температурах от 20 до 30 градусов. Двигатели и топливная система подтвердили свою работоспособность«, — отметил он.
По данным специалистов, отечественная промышленность не производит двигателей для малой авиации мощностью до 200 л. с.