Что изменится в российских школах, если будут приняты новые СанПиНы по организации обучения
В последние годы российские школы сильно изменились. Они стали укрупняться и занимать одновременно несколько зданий. В расписании появилась внеурочная деятельность – экскурсии и походы в музеи, на выставки. В классе теперь есть не только обычные, но и интерактивные доски, а среди учеников могут быть и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Появились новые предметы, электронные учебники и дневники, видеоуроки и компьютерные презентации. В школах возникли электронные проходные турникеты, банкоматы для оплаты школьного питания и дополнительных уроков, плазменные панели… И всем этим дети очень быстро научились пользоваться.
Но даже учитывая, что подобные высокотехнологичные нововведения есть далеко не везде, контролировать их, как ни крути, надо! В СанПиНы, которые касаются образовательных организаций, подготовлены и внесены изменения. Школы изменились – меняются и санитарные правила.
Совсем недавно на сайте regulation.gov.ru появился проект изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Этот портал создан специально для размещения информации о разработке органами власти проектов правовых документов и отслеживания результатов их общественного обсуждения.
Что нового?
В новых реконструируемых школах спортзалы должны будут находиться только на первых этажах. Вновь построенное учебное заведение должно иметь рядом с собой отдельную парковку для школьных автобусов и теплый переход между корпусами. По новым правилам и в новых, и в старых школах вешалки в гардеробах по высоте должны быть расположены с учетом роста детей и оборудованы ячейки для обуви вместо мешков. Дальше интереснее – температура воздуха в туалетах должна поддерживаться на уровне 19 – 20 градусов и сами унитазы должны быть обеспечены одноразовыми сиденьями.
Кроме этого, планируется вернуть в школы привычные с советских времен классные доски коричневого цвета, на сегодняшний день они должны быть только темно-зелеными. Что касается интерактивных досок, то их можно будет устанавливать только в том случае, если имеются документы о полной безопасности для здоровья школьников. А за один урок, по проекту документа, учитель сможет использовать не более одного электронного обучающего гаджета.
Установлено время, которое дети могут проводить перед компьютером и интерактивной доской. У компьютера с жидкокристаллическим монитором первые и вторые классы могут провести 20 минут в день, 3-4 классы – 25, 5-6 классы – 30, 7-11 классы – 35 минут. Интерактивная доска в начальной школе может использоваться только 5 минут на уроке (суммарно за день – 25 минут), в остальных классах – 10 минут на уроке (за день – 30 минут).
Прописаны в СанПиНах требования к спортзалам. Рядом с ними будут санитарные узлы и душевые – отдельные для мальчиков и девочек. Допускается сейчас проведение сдвоенных уроков физкультуры, если речь идет о бассейне или лыжах. При этом рекомендуемое количество учеников в классе – не больше 25 человек.
Малокомплектные школы теперь смогут обходиться без собственного врача или фельдшера. В общую недельную нагрузку добавлены 10 часов внеурочной деятельности, а всем школам рекомендовано проводить в середине учебного дня динамическую паузу по 40 минут. Продленка будет возможна лишь в том случае, если школа сможет обеспечить питание и прогулку детям, а первоклашкам еще и дневной сон.
Чиновники решили изменить ежедневную нагрузку школьников. По действующим правилам ученики пятого-шестого классов должны учиться не более шести уроков, по новым же допустимо семь. В седьмом классе количество занятий останется прежним – семь уроков. Старшеклассникам с восьмого по одиннадцатый класс придется заниматься по восемь уроков вместо сегодняшних семи.
Страшно далеки они…
Свежо и неожиданно! Особенно учитывая, что в нашей стране около 70 процентов школ – сельские. В них работают примерно 40 процентов учителей, в сельских малокомплектных школах – 10 процентов. Портрет среднестатистического сельского учителя примерно такой: средний возраст – 50 лет, в основном это женщины. Это все к ограничениям в пользовании электронными досками, гаджетами и компьютерами…
А про туалеты как хорошо, а про одноразовые сиденья… Это особенно актуально для тех школ, в которых туалеты на улице, и температуру там природа поддерживает.
Про вешалки в гардеробах в рост детей тоже неплохо. Только кто и как этим будет заниматься? Кто-то должен будет постоянно измерять детей и переделывать вешалки в соответствии с изменениями…
А как выполнить прекрасное требование, касающееся продленок? Ну, организовать питание, положим, можно. А где взять спальни, хранить постельное белье, пижамки? Да и кто вообще спать-то среди бела дня в компании однокашников будет?
Вот это тоже заслуживает внимания – малокомплектные школы теперь смогут обходиться без собственного врача или фельдшера. Можно подумать, что сейчас в каждой малокомплектной школе есть медик.
Интерактивная доска в начальной школе может использоваться только пять минут на уроке. За это время ее можно включить, загрузить и… выключить.
Кроме как улыбку, ничего другого эти санитарные новации вызывать не могут. В очередной раз убеждаешься, что те, кто их придумывает, не имеет детей, или эти дети не учатся в школах, или учатся, но не в российских… Страшно далеки они, эти разработчики, от школьной жизни и от всего, что в ней происходит.
Большая часть этих новшеств не нужна, а то, что возможно и не помешало бы – неосуществимо! А вот что действительно нужно и вполне выполнимо, о чем мечтают все дети и все родители, так это пятидневка, ну хотя бы в средней школе. Ведь получается, что наши дети «пашут» без отдыха. Суббота – учебная, а в воскресенье надо делать уроки на понедельник. Но вот в этом простом, вполне обоснованном и логичном желании всем нам, участникам учебного процесса, категорически отказано. Буквально на днях законопроект был отклонен депутатами на очередном заседании Госдумы.
По мнению профильного комитета по образованию, пятидневная неделя не позволит в полном объеме освоить действующие учебные планы, особенно в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, сокращение учебных дней приведет к уплотнению расписания, что невозможно в некоторых школах из-за недостатка учебных классов, а также к увеличению количества обучающихся во вторую смену.
Законопроект был внесен в Думу депутатами от «Справедливой России». Он предполагал установление пятидневной недели для всех школ. Причиной такой инициативы стал рост числа детей, страдающих хроническими, простудными заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, который связывают с чрезмерной нагрузкой в школах. Но этот факт специалистов Роспотребнадзора не беспокоит, они заняты раздевалками, температурой в туалетах и наличием душевых кабин в спортзалах…
Алла РУБЦОВА.
Вундеркинды поневоле
Солнечная нить «Ленинца»
«На НЕФАЗе я увидел своё будущее…»
«Держава» взяла новую высоту