Как и по каким учебникам будут изучать прошлое нашей страны?
На всероссийской конференции, которую провели недавно в Москве Российское историческое общество и Институт всеобщей истории РАН, вновь обсуждали вопрос преподавания истории в российских школах. Собственно, в последние годы научное сообщество и государственные мужи занимаются этим вопросом непрерывно. Понятно почему.
Страна троечников
Преподаванию истории от образовательных реформ досталось, пожалуй, больше всего. В то время, которое теперь смело можно назвать «временем опытов над детьми», кому-то пришла в голову «рационализаторская» мысль преподавать историю не в хронологическом порядке, а по так называемой «концентрической системе». Ситуация отягощалась тем, что имелась еще «региональная составляющая». В результате одновременно изучались и война с фашизмом, и с Наполеоном, да еще набеги кочевников на родной городок.
Учебников истории образовалось немыслимое количество, и каждый отличался своим собственным подходом к преподаванию и трактовке исторических событий. В федеральном перечне в настоящее время – 75 учебников по общей истории и истории России. Результат – средний балл по этому предмету сегодня составляет 45,3, а анализ ответов показал, что даже ребята, сами выбравшие ЕГЭ по истории, а значит, особо мотивированные на ее изучение, не знают многих важных вещей. В частности, связанных с Великой Отечественной войной.
Но, кажется, времена дикого экспериментирования все-таки проходят. Собственно, «лед тронулся» еще в 2012 году, когда Президент России Владимир Путин предложил написать новый учебник истории, исключающий двойное толкование тех или иных событий в истории страны. Уже в конце 2013 года Российское историческое общество утвердило концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В его обсуждении принимал участие Владимир Путин, который встречался с разработчиками.
По замыслу ученых, на базе этого комплекса должны будут создаваться и школьные, и вузовские учебники. Когда? На прошедшей недавно в Академии наук конференции, посвященной этому вопросу, преподаватели истории сошлись во мнении, что, как и по каким учебникам будут обучать среднюю школу, выяснится не раньше, чем через пару лет, хотя учебники «новой концепции» появятся уже в будущем учебном году. Все издательства, выпускающие учебную литературу, уже озадачили своих авторов подготовкой обновленных версий учебников.
Экспертизу новых учебников Министерство образования и науки начнет в январе 2015 года, чтобы закончить к апрелю. И тогда концептуально обновленные пособия школы получат к 1 сентября. То есть «апробация новых учебников» начнется с начала учебного года, а по его окончании от авторов потребуется «работа над ошибками».
Что нового?
Учебник истории не может «быть единственным источником информации», считает один из участников вышеуказанной конференции, профессор Ярославского педагогического университета Андрей Соколов. В современных условиях, «когда представление о прошлом часто является предметом манипулирования», учебник следует писать по методе: «параграф – ролевая игра, параграф – дебаты, параграф – проектное задание».
Ученик должен «поставить себя на место тех людей», о которых идет речь, чтобы «понимать их устремления, мотивы, страхи». И тогда, по мнению профессора, «детишки смогут понять суть поступков взрослых». Впрочем, оговорился профессор, о таком учебнике можно только мечтать.
Из того, что касается нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и учебников, ясно следующее.
Учебно-методический комплекс по отечественной истории будет включать в себя:
Учебники будут:
Учебник истории будет состоять из:
Что нового появится в содержании учебников:
Вот что еще известно. Школы вернутся к линейному принципу преподавания истории – когда материал дается по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10 классе. В 11 классе может быть предложен общий курс «Россия в мировом контексте». Сейчас самые сложные темы – развал СССР, последствия «утечки мозгов» для страны и тому подобные, школьники изучают в 14-15 лет. Теперь же они будут даваться годом позже. К новым учебникам истории подготовят несколько пособий. В том числе – по Военной истории Отечества и, скорее всего, по культуре.
Изменим ход истории?
Сколько будет учебников истории? Это не так важно, отметила Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки РФ. Важно, чтобы все они соответствовали принятой концепции. Сейчас рабочая группа Российского исторического общества, в составе которой ученые и эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, МГИМО, Росархива определяют это самое соответствие каждого из 75 учебников истории Федерального перечня. Результаты этой работы будут представлены до 1 марта 2015 года.
Кроме этого, идет активная работа по переподготовке преподавателей истории. В этом году Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже обучила новым подходам в преподавании истории 500 учителей из всех регионов России. Подготовлены методические материалы для учителей, в том числе – на электронных носителях. С сентября этого года во всех регионах организованы курсы повышения квалификации для учителей истории и обществознания. Планируется, что к 2016 году переподготовку пройдут все предметники, а это около 60 000 педагогов.
Остается только добавить, что с изменениями в подходах к преподаванию истории в общеобразовательных школах будут внесены изменения и в материалы ЕГЭ по истории. Из них будут исключены вопросы с потенциальной конфликтогенностью и добавлены задания по истории регионов.
Алла РУБЦОВА.
11-12 июня будем двигаться иначе...
В профессиональном училище № 5 г. Уфы знают толк в работе
Сергеич из «Comedy Баттл»: «Я очень амбициозный тип!»
Ожидание под Луной