Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

18:36, 31.05.2016

«Великие фильмы снимут 20-летние»

Руслан Князев – об эпохе комиксов и реализме в кино

В Санкт-Петербургском госуниверситете кино и телевидения учится немало уроженцев нашей республики и конкретно Уфы. Сегодня «Молодежка» знакомит своих читателей с одним из представителей питерской творческой братии – по совместительству редактором проекта «Stenograme», создателем микроиздательства «ouclup» и просто прямолинейным человеком Русланом Князевым.

– «Пути Господни неисповедимы», и все же большую роль в становлении личности играют родители. В семье есть кто-то, кому особенно близка киноиндустрия?
– Я родился в Уфе, в обычной семье. Кино в детстве смотрел то же самое, что и многие ребята. Настоящей страстью были книги. Учился в гимназии №115, затем в лицее №153. С учебными заведениями мне везло: всегда попадались одаренные одноклассники, мы постоянно что-нибудь придумывали. В старших классах даже собрали рок-группу. А вот стать я хотел архитектором! Ну, или разработчиком компьютерных игр…

– Почему же решил поступать в КиТ?
– Год отучился на нанотехнологиях в УГАТУ. Во время второй сессии забрал документы, отправил творческую папку во ВГИК и… благополучно пролетел на первом этапе. Не добрал балла. Потом была армия, Калининград. В то время я уже твердо был нацелен на режиссуру. После знакомства с КиТом в московский ВГИК уже не хотелось.

– Ты учишься на кинопродюсера, раньше был на режиссуре. Что сподвигло перевестись?
– Смотри: я учился на вечерке, к третьему курсу побывал в Кинолаборатории Сокурова, перезнакомился с кучей молодых режиссеров, и мне стало невыносимо душно в университете. Откровенно говоря, мне изначально было не очень интересно в режиссерском коллективе, поскольку ребят с богатым культурным багажом в группе не оказалось. На вечерку взяли абсолютно всех, независимо от баллов.

Тем не менее, это не мешало одногруппникам мнить себя новыми Тарковскими и Годарами (это, конечно, не поголовно, но симптоматично для всех мастерских в КиТе). Правда, были и прорывы: наша короткометражка «Суета» победила на XIII фестивале студенческих фильмов СПбГУКиТ в номинации «Фонтан» (дебют), награду режиссеру-одногруппнице Алене Смирновой вручал Глеб Панфилов. Я сыграл в картине одну из главных ролей… И все же, когда перевелся на заочку на кинопродюсера, попал в намного более веселую и простую группу. Теперь и по бюджету легче, и времени для работы-творчества больше.

– В каких кинопроектах ты уже поработал?
– Помимо названной «Суеты», около полугода писал звук на фильмах киношколы Юсупова в Уфе, сам снял кино, делал в Питере отчет с концерта, в котором участвовали Юрий Шевчук, Глеб Самойлов и Леха Никонов. Спродюсировал мокьюментари – псевдодокументальный фильм – «Пост-молодсть» (именно с таким названием). Недавно попробовал себя в качестве художника-постановщика. Бывали и курьезные случаи… Утром первого дня съемок своего фильма «Балкон» собрал на площадке всех – актеров, звукача, реквизитора и других – кроме оператора. Его я просто забыл предупредить! Естественно, съемки пришлось перенести, но это стало для меня хорошим уроком.

– Что за проект «Stenograme», какова его история рождения и концепция?
– «Stenograme» (или просто «Стенограмма») как интернет-проект была придумана в конце 2013 года Кириллом Александровым, Владом Гагиным и мной. Наши статьи напоминают дневники без четкой фактологии и привязки к актуальным событиям. Сейчас у нас около 10 редакторов в разных городах России и в Минске. Проект работает на чистом энтузиазме, мы провели две презентации в Питере и Москве, сейчас работаем над фирменным стилем. В среднем в неделю выходит 4-5 постов об искусстве – эссе, подборки молодых поэтов, интервью, рецензии и прочее. Высота, к которой стремимся, – The New York review of books, где в свое время писали Ноам Хомски и Сьюзен Зонтаг.

– В своей «стенограммовской» статье 2015-го года «Проблема «безумия» в русском кино» ты ставишь вопрос о литературоцентричности. Напрашивается уточнение: нам нужен возврат к литературной классике или нечто новое? Если новое, то что именно?
– На вопрос «какая литература нужна», я бы просто ответил: «Литература нужна». Ее сегодня мало, читают ее тоже мало, хотя хорошие книги, безусловно, регулярно выпускаются. И фундаментом литература сегодня не может стать именно по причине своей маргинальности. Музыка, инстаграм, ютюб выходят на первый план.

Парадоксально, но если действительно пытаться ориентироваться на что-то из литературы, это должен быть комикс. Люди больше не воспринимают романы. Комикс и есть новая литература. Он обладает внятной эстетикой, легко перекладываемой на экран, изначально пишется по форме, близкой к раскадровке в кино (это упрощает процесс экранизации), имеет легко считываемую повествовательную структуру.

Сам я комиксы не читаю и не особо интересуюсь, но не замечать подобных явлений в обществе не могу. Комиксы не упираются в историю условного человека-паука, они совершенно разные, есть и очень серьезные графические новеллы. Это уже не легкий жанр, как считалось несколько лет назад. И вообще, изменять мир – дело молодых. Следующие великие фильмы снимут 20-летние и выложат на ютюбе.

– Возвращаясь к теме экранизаций классики и современности. Прилепин, к примеру, практически не экранизируемый автор. Есть ли у нас таковые «киношные» литераторы?
– Навскидку, наверное, стоит снять фильмы по книгам Романа Сенчина. Хотя бы «Елтышевых». Его книги предельно честны, жестки, реалистичны. Есть подозрение, что зритель наелся чернухи, но если это и чернуха, то в определенно других эстетических границах.

– Так чего не хватает современному отечественному кино?
– Золотых рук технарей – операторов, световиков, звукачей – и административного персонала. В основном все сложности, которые я встречаю, связаны с плохой организацией процесса. Жанровая же проблема – это проблема кинематографа вообще, не только нашего: надо как-то жить с тем, что из проката уходит драма, уступая место кинокомиксам и блокбастерам.

Также не очень ясно, какая судьба ждет авторский кинематограф. Да и Россия достаточно оторвана от мирового кинопроцесса. Как результат – зритель ходит на показы около двух раз в год. Значит, необходимо действовать самим. Открывать больше киношкол: не тех, где снимаешь кино за деньги по якобы американской системе, а киношкол со своим лицом, своей идеологией. Школа Разбежкиной, МШНК, курсы Сокурова, например. Мне не близки «Майор», «Дурак» Юрия Быкова, – но такие фильмы тоже должны быть.

Я за реальность в кино. У нас же, получив возможность снять фильм, используя наработки Эйзенштейна, Довженко и других, молодые режиссеры отрицают любую преемственность, замыкаются на себе и снимают то, что потом не может «выстрелить». Нужно знать и любить людей, о которых и для которых ты снимаешь.

image Блиц-опрос

– Годы 2010-2016: кризис или возрождение российского «кинопрома»?
– У нас есть около пятидесяти-ста знаковых фамилий в индустрии, сама индустрия пока так и не достроилась. Из радостных событий – возрождение Ленфильма, но новых проектов там тоже не ожидается: какое возрождение в кризис? Несмотря ни на что, я люблю наш кинематограф и стараюсь не пропустить основные картины в прокате. Уважаю Сокурова, Мамулию, Бакурадзе, Попогребского – да много кого еще из режиссеров. Из сценаристов – Юрия Арабова, Любовь Мульменко, Наталью Мещанинову; из актеров – Александру Бортич, Петра Мамонова. Эти люди работают, потому что не могут не работать.

– Стихи – еще одна твоя стихия… Как протекает этот «творческий поток»?
– Постоянно писать начал в 2007-ом, есть публикация в уфимском «Персонаже», исправно печатаю самиздат, работаю в паре с художником из Академии Репина (Outsider Club для одной фотовыставки трансформировался в микроиздательство). Там и публикуюсь вместе Владом Гагиным, Кириллом Александровым, Марселем Саитовым, Иваном Шилиным из Нью-Йорка, красноярским художником Ромой Сойдой. Летом прошлого года презентовал в Уфе собственные сборники и прочитал тексты на пару с Марселем.

– С поэзией соседствуют другие увлечения?
– Играл на гитаре, писал аранжировки, участвовал в перформансах. Сейчас занимаюсь фотографией для себя. Устраивал фотовыставку на театральной площадке «Скороход» в 2013 году, этой осенью курирую фотовыставку от нашего журнала «Стенограмма» в галерее «Борей», где будут представлены работы штатных фотографов.

– Сейчас ты живешь на два города. Все-таки планируешь связать судьбу с Питером? Или вообще в Москву отправишься?
– В Москве живет много друзей, но надолго там не тянет задерживаться. В Питере – любимая девушка, работа в полиграфии, творческие проекты. Уфу люблю и не исключаю возможность когда-нибудь вернуться.

– Как и все творческие молодые, ты имеешь цели и планы…
– Хотелось бы закончить большой сценарий и взорвать кинематограф (смеется). И все же удел художника или продюсера мне ближе. Также хочется выйти на новый уровень со «Стенограммой»: в этой нише не очень много конкурентов, все друг друга знают и сотрудничают. Может, и передачу для сайта начну снимать.

– Твои пожелания тем, кто мечтает связать судьбу с киноискусством.
– Берите айфон и снимайте друзей! Сейчас делать кино проще простого. Теория ничего не стоит, пока вы просто не возьмете в руки камеру.

Кристина АНДРИАНОВА-КНИГА.

просмотров: 252