Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

10:36, 22.01.2016

Дэвид Боуи улетел на Марс

Ещё одна музыкальная легенда покинула нашу планету

Многие новости в XXI веке кажутся фейками, особенно самые громкие. Сидишь и ждешь опровержения. Вот так же не хочется верить и в то, что ушел из жизни Дэвид Боуи, великий музыкант и главный хамелеон рок-музыки XX века. 8 января Дэвиду исполнилось 69 лет и вышел его 25-й студийный альбом «Blackstar». Через два дня его не стало – как оказалось, после полутора лет борьбы с раком. Вспоминаем основные факты из жизни гения.

Главный персонаж, с которым ассоциируют Дэвида Боуи, – космический рокер Зигги Стардаст, который с помощью музыки хочет спасти нашу планету.

Глаза с другой планеты

В 15-летнем возрасте между Боуи и его другом Джорджем Андервудом произошла драка из-за девушки: Андервуд, носивший перстень на пальце, ударил Боуи в левый глаз, из-за чего Дэвид попал в больницу, чтобы врачи смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Им не удалось полностью восстановить зрение: Боуи отмечал, что, хотя он и может видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета утрачено – постоянно присутствует коричневый фон. Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным (то есть расширенным), что создало впечатление различного цвета глаз. Несмотря на драку, парни остались хорошими друзьями, а Андервуд создавал иллюстрации для ранних альбомов Боуи.

Псевдоним

В середине 60-х тогда еще Дэвид Джонс взял псевдоним «Боуи»: будучи большим поклонником Мика Джаггера, он узнал, что «Jagger» в переводе со староанглийского означает «нож», поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи – охотничий тесак, названный в честь Джима Боуи, героя Техасской революции). Днем рождения «Дэвида Боуи» считается 14 января 1966 года.

Сумасшедший учитель

Как признавался сам Боуи позже, он «хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 60-х перепробовал всё, что мог – в театре, изобразительном искусстве и музыке». На творческий стиль Боуи того периода повлиял Сид Барретт, фронтмен и создатель «Pink Floyd», покинувший тогда группу из-за проблем с наркотиками. «Вероятно, Сид Барретт привил эту идею (новаторство в рок-музыке) Дэвиду, который не просто подхватил музыкальное течение, но понял, что произошло с Сидом, почему он ушёл из «Pink Floyd», как он медленно сходил с ума и уходил на задний план; несомненно, Сид очень вдохновлял его», – говорил продюсер Боуи тех лет Тони Висконти. Сам музыкант говорил, что Барретт был очень похож на Питера Пэна.

Майор Том, приём!

Впервые слава улыбнулась Дэвиду в 1969 году – с выходом его сингла «Space Oddity», написанного годом ранее, но выпущенного одновременно с первой высадкой экипажа американского космического корабля «Аполлон-11» на Луну. В песне поётся о вымышленном астронавте по имени майор Том, затерявшемся в открытом космосе. Выход песни совпал с высадкой на Луну, BBC использовала композицию в своих трансляциях при освещении этого исторического события. Песня создана с очевидной оглядкой на фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001». Впоследствии музыкант рассказывал, что был так потрясён увиденным в кинотеатре, что ходил пересматривать картину несколько раз, буквально: «она заставляла музыку лететь ко мне». При первоначальном релизе сингл занял пятое место в британском чарте, а при повторном релизе в 1975 году – уже первое: к тому времени Боуи удалось пробиться в мейнстрим рок-музыки.

Визит с Марса

Зигги Стардаст – вымышленный персонаж, созданный Дэвидом Боуи, центральная фигура его концептуального альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» 1972 года. Вот так и родился глэм-рок. К слову, из этого альбома и последующего «Aladdin Sane» с его упругим ритм-энд-блюзом, кажется, вырос чуть ли не весь бритпоп 90-х.

Согласно сюжету альбома, за пять лет до того, как Земля будет окончательно уничтожена из-за глобального потепления и многочисленных катастроф, Зигги со своими друзьями с Марса создают рок-группу. Он утверждает, что способен спасти мир и просветить людей с помощью рок-н-ролла. Постепенно Зигги набирает популярность и забывает, кто его настоящие друзья – в первую очередь это его коллеги по рок-группе. Вдобавок он становится алкоголиком и наркоманом. В финале – песня «Rock ‘n’ Roll Suicide» – Зигги убивают его коллеги по группе.

Зигги Стардаст как персонаж после выхода альбома стал дико популярен. «Этот мессия из космоса, пластмассовый рок-певец, явно был создан из многих деталей. В нем одном были разные персонажи: реальные, выдуманные, и Сид Барретт – гламурный англичанин и немного сумасшедший рокер. И, конечно, Лу Рид и «Velvet Underground» в нем тоже были, в рамках превосходного уличного рока» – писал биограф Боуи Николас Пегг. Концерты в поддержку альбома повлияли на современную музыку не меньше самого альбома – они больше походили на театральные представления, чем на рок-мероприятие, а блестящие андрогинные костюмы Боуи впечатляли и в чем-то даже шокировали. После этого тура эксперименты со светом, костюмы, мейк-ап и хореография стали обязательной частью любого сколько-нибудь крупного поп– и рок-концерта, а концептуальные альбомы (не без помощи «Pink Floyd» и «The Who») – чем-то вроде обязательной программы.

Измождённый Белый Герцог

В 1976 году Дэвид окончательно отходит от образа Зигги и примеряет другое ампула, которое зовут Измождённый Белый Герцог. Визуально образ был расширенным вариантом Томаса Ньютона – персонажа, сыгранного Боуи в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю». Также Дэвид отметил Фрэнка Синатру в качестве модели для своего нового альтер-эго. В первую очередь Герцог отождествляется с альбомом «Station to Station» того же года.

На первый взгляд Герцог казался более «нормальным», чем предыдущие воплощения Боуи. В отличие от экстравагантного имиджа эры Стардаста, музыкант стал одеваться в элегантную одежду в стиле кабаре, но огромное количество наркотиков сделало его (или его персонажа) более рисковой и неуправляемой персоной. Одетый с иголочки, в белой рубашке, черных брюках и жилете, образ представлял собой пустого человека, который пел романсы с неистовым напряжением, не демонстрируя никаких эмоций, его называли «сумасшедшим аристократом», «аморальным зомби», «бесчувственным арийским сверхчеловеком». Жанр музыки, сместившийся незадолго до этого в сторону соула и фанка, близится к краутроку и впоследствии окажется одним из родителей пост-панка.

А что было после?

Выпустив несколько громких хитов в середине 80-х, Боуи наконец превратился в мейнстримовую поп-звезду: но сам тому не обрадовался и говорил потом, что не знал, как петь для людей, которые никогда не слышали «The Velvet Underground». Может, и не знал – но все-таки делал более-менее обычную для того времени поп-музыку, а попутно увлекся видеоклипами и стал иконой раннего MTV. Танцевальная музыка, индастриал и «Nine Inch Nails», диковатый драм-н-бэйс, благословение для «Placebo» и «Arcade Fire» – кажется, Боуи всегда был на полшага впереди музыкальной индустрии. С середины нулевых он не ездил в туры и, казалось, совсем потерял вкус к музыке.

В 2013 года Боуи неожиданно выпустил альбом «The Next Day», сопроводив его серией крутых клипов, но не стал выступать живьем, появляться на ТВ и вообще каким-либо образом лично рекламировать пластинку. Вышедший несколько дней назад релиз «Blackstar» стал одновременно и новым альбомом, экспериментирующим с холодным звуком, и – последним, своего рода реквиемом. А одна из ключевых песен альбома начинается со строк: «Look up here, I’m in heaven» («Посмотри сюда, я на небесах») – как это теперь символично. К сожалению для нашей планеты, Дэвид, всю свою жизнь бывший инопланетным гением, отправился в новое путешествие. Теперь на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» можно с чистым сердцем отвечать утвердительно – не завернуть в родные пенаты Зигги Стардаст просто не может. Прощай, звездный ковбой!

Андрей КОРОЛЁВ.

просмотров: 228