Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:50, 29.06.2015

Атака «Дронов»

Кажется, главный российский концерт этого года уже состоялся…

Главное событие минувшей недели – выступление британских альтернативщиков Muse в Москве и Питере. Давайте разберемся, почему публика до сих пор визжит от восторга и уже затирает до дыр только-только вышедший альбом «Drones».

Что нулевые с человеком делают…

Сегодня Muse (трио: гитара + вокал, бас, барабаны) без лишних сантиментов называют чуть ли не единственной стоящей рок-группой в мире наступившего миллениума, которая сохранила драйв, ум и совесть. При этом она достаточно гибка и молода, чтобы влюбить в себя юные поколения, хотя довольно долго орудует на сцене (15 лет, как минимум). Действительно, куда ни плюнь – попадешь в фанатов пушистой инди-музыки, бесхребетной психоделики или танцевальных поп-мотивов, которые самостоятельно или же руками своих фанатов оказываются в категории «рок». А тут – красивый и резкий прог-рок с меланхоличной электроникой, госпел, оркестрованный в духе U2, и собственно симфонический оркестр с исполнением, явно отсылающим к Фредди Меркьюри… Первые альбомы били безошибочно, группу отрывали с руками.

В частности, «Origin of symmetry» (2001) строилась по нехитрой гранжевой схеме: тихое бормотание в начале – оглушительные вопли в припеве. Казалось бы, все предсказуемо на десять ходов вперед – гранж и в Африке гранж. Но Muse никогда не играли гранж! При том, что гитары у них звучали точь-в-точь как у «Нирваны» и всех остальных из этой компании. Если разложить музыку по нотам, это вообще не рок. Что угодно: танго Оскара Строка, «Реквием» Джузеппе Верди, ария Мистера Икс. Лидер группы (голос и гитара) Мэттью Беллами оказался человеком с абсолютно классическим музыкальным мышлением, вплоть до того, что на вопрос о любимых группах неизменно начинает про Рахманинова.

«Афиша» в свое время очень тонко подметила: «успех этого альбома, видимо, окажется повальным, может быть, не сразу и не завтра, но обязательно окажется: постеры Muse будут висеть в общежитиях, песню «Screenager» будут включать на домашних вечеринках в качестве белого танца, Muse будут слушать студенты, и старшеклассницы, и молодые специалисты, и просто мальчики и девочки в очках». В целом, так оно и вышло.

Самое забавное, что при всей любви к этому трио вторая половина нулевых оказалась более разборчивой. Творчество команды становилось все более эклектичным и, пожалуй, трудно припомнить другую гитарную группу того периода, на которую за последние годы свалилось бы столько критики со стороны собственных же фанатов. Инфантилизм и пафос в текстах, тотальная мегаломания, злоупотребление техническими фокусами с вокалом и гитарами.

«Дроны»

Мэтт Беллами о новом альбоме: «Из-за современных технологий мы меньше обращаем внимания на то, что происходит вокруг. Мы становимся ближе ко всему миру, но при этом отдаляемся от него. Альбом начался с идеи дронов как метафоры именно в этом смысле».

Мэтт Беллами о новом альбоме: «Из-за современных технологий мы меньше обращаем внимания на то, что происходит вокруг. Мы становимся ближе ко всему миру, но при этом отдаляемся от него. Альбом начался с идеи дронов как метафоры именно в этом смысле».

Про Мэттью Беллами давно известно, что он не пропускает ни одного выпуска новостей, да и песни о глобальных проблемах и месте человека в технократическом обществе уже встречались почти в каждом альбоме группы. Наконец, Мэтт созрел: на обложке свежего альбома «Drones» марширующие по экрану шеренги, которыми управляет с помощью рукоятки персонаж, у которого, в свою очередь, вместо головы тоже рукоятка, и на все 12 песен альбома лишь одна идея: человек несвободен, миром управляют люди-дроны, использующие других дронов, чтобы и нас превратить в подобных себе. По ходу диска лирический герой теряет надежду, становится частью системы, и в итоге его порабощают.

Антиутопия, Большой Брат, компромисса не существует, занавес, все пищат. Слово Мэтту: «Для меня дроны – это современная метафора того, как можно быть человеком, который способен убивать безо всякого проявления чувств. Многие этого не знают, но ведь нас в некотором роде постепенно превращают в людей, способных принимать решения об убийстве. Современные технологии дают нам возможность быть менее чуткими к тому, что происходит вокруг нас. Мы становимся ближе ко всему миру, но при этом отдаляемся от него. Так что альбом начался именно с идеи дронов как метафоры и для современных технологий, и для того, как мы становимся более безразличными к окружающему миру».

Как нельзя кстати к этой философии оказалось неожиданное, высказанное во многих недавних интервью желание группы уйти от излишних компьютерных спецэффектов и вернуться к простому гитарно-барабанному року. На «Drones» это и произошло: рок тут начинается с первой же песни, «Dead Inside», он тут по-мьюзовски размашистый, но не размазанный, группа жестко и последовательно работает по старой доброй схеме «гитара – бас – барабаны». Но, кстати, погружаясь в альбом, вдруг ловишь себя на мысли, что чем дальше, тем меньше хочется вникать в то, о чем поется в песне, тем более, если с английским отношения несерьезные.

Фанаты гитарного рока, чьи вкусы формировались как раз со становлением Muse и которые еще не разочаровались в этом жанре, с удовольствием пускают слюни на этот альбом, и их можно понять. При этом скептики быстренько разложили 12 песен на составные части, указывая на явную родственную связь со старым творчеством, причем со всей дискографией группы – в том числе и с первыми драйвовыми альбомами (как обещали).

Если оставить в стороне и тех, и других, то Muse остались верны себе, в их риффах действительно можно потонуть, музыка очень жирная и интересная. Но все же не покидает какое-то чувство холода, так и хочется сказать, что на альбоме нет ни одного потенциального радиохита, который (как «Plug in Baby») можно было узнать с первых секунд и на всю жизнь. Нет того, что в песнях называют «catchy» – нечто, что цепляется и уже не выходит из головы. Все безукоризненно, но в этой стерильности как раз и чувствуется какая-то металлическая фига.

После концерта

Те, у кого были сомнения насчет нового альбома, после концерта (равно московского и питерского) совершенно искренне выкинули их в мусорное ведро. Так-то вот.

В шоу, как всегда у этих бравых ребят, не было пауз и пустот, каждая предыдущая песня эмоционально и содержательно поддерживала следующую. В трек-лист вошли 18 треков, причем новые треки не составили даже половины. В каком-то смысле это правильно – публика шла не на новый альбом, а на легенду британского рока.

Беллами сотоварищи вообще не умеют халтурить и каждый раз играют, как последний. Однажды на итальянском телевизионном шоу музыкантов попросили выступить под фонограмму. Они долго отказывались, но на них надавили контрактными обязательствами и буквально заставили выйти на сцену. Но Muse нашли выход из ситуации – обменялись инструментами и показательно валяли дурака. Оказавшийся у микрофона барабанщик нарочито открывал рот невпопад, пока вокалист махал барабанными палочками мимо тарелок. И только суровый басист играл как ни в чем не бывало.

Андрей КОРОЛЁВ. 

Если ты студент семейный...

Это не «Победа» – это беда...

А.П. Чехов: «Мой адрес – станция Аксёново Уфимской губернии...»

Встреча поколений

просмотров: 183