Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:22, 05.03.2015

А впереди была ещё вся война…

Погружение в атмосферу первых дней войны состоялось в уфимском Театре юного зрителя «Маска»

Там прошла сдача спектакля «Блиндаж» по повести Василя Быкова. Сдача спектакля – это еще не премьера. Это предпоказ. И в данном случае главными критиками стали школьники и педагоги. Юрий Карманов – директор Театра юного зрителя – хочет выяснить, с какого же возраста нужно показывать детям такие постановки. Как не упустить то важное время, когда закладываются моральные принципы у сегодняшнего школьника? Как не потерять это поколение? Чтобы не повторяли ошибок взрослых. Чтобы не случилась новая беда.

Первые дни войны. Сгоревшая белорусская деревня. В центре сцены – блиндаж. Это и ковчег, и Голгофа. Это приют тех, кто «выпал из системы». И потерявший глаза командир Хлебников, и немец-дезертир Хольц, и партработник Демидович, и всепрощающая Серафимка – все повязаны «одной веревкой». Все здесь, в блиндаже.

И потерявший глаза командир Хлебников, и немец-дезертир Хольц, и партработник Демидович, и всепрощающая Серафимка – все повязаны «одной веревкой». Все здесь, в блиндаже.

Актеры играют страх. Животный страх и смертельная обида – эмоциональная ось спектакля, которая к концу взлетает ввысь – к жалости, состраданию, граничащему с безрассудством. Все здесь боятся, но каждый – по-своему. У командира Хлебникова (Павел Едренкин) – это боязнь бесчестной гибели в плену. Все, что ему остается – ждать. У юного Хольца (Дамир Кротов), профессорского сына, паника и дикое нежелание воевать, толкающее на отчаянный шаг – сдаться русскому офицеру. Партработник Демидович (Вячеслав Агафонов) страдает от страха больше всех. Он в ужасе от того, что все перевернулось с ног на голову. Он выбит из привычной системы. И единственное место, где он может укрыться от политических преследований, отравлено присутствием немца. Все его нутро против того, чтобы находиться рядом с врагом. Отбросы войны, позабытые всеми, они ищут спасения друг у друга. Слеп не капитан, слепы все перед этой страшной неизвестностью.

Старый пасечник Порфир (Дмитрий Широнин) – олицетворение страдающего, обиженного народа. Ему терять и бояться нечего. Он не может приютить Демидовича, отнявшего у него хлеб и сына. Неспособный простить никого, он наедине со своей обидой и пчелами.

Серафима, «огненный ангел» – любовь и всепрощение. Ее имя повторяют как молитву о спасении. Но и она не может принять своим женским сердцем жестокость войны. В ее монологе горький упрек, обида, и не на кого-нибудь, а на Бога. Ее любовь не знает национальностей и чинов. Ей жаль всех. Актриса Полина Шабаева отдается роли без остатка, не жалеет себя. Самой сильной сценой в постановке получилась сцена любви Серафимы и капитана Хлебникова. Любви платонической. В одном объятии – вся боль, горечь невозможности отдаться чувству. Двое молодых людей в невыносимой близости и одновременно – недосягаемости друг для друга. Война отняла возможное счастье, о котором зритель может только догадываться.

Декорации приближены к реальности, нет места новаторским приемам, экспериментам, условностям антуража. Ведь спектакль рассчитан на зрителей нежного возраста. Деликатно их погружают в атмосферу предлагаемых обстоятельств. Любовно сколочен бревенчатый блиндаж, на него падает свет красных прожекторов, словно зарево заката. Небо расцвечено лиловыми и алыми красками, мирное, прекрасное, точно ему и дела нет до войны. Вот только на земле – ад. И впереди еще вся война…

Конечно, обращаясь к повести Василя Быкова, режиссер ТЮЗа «Маска» соотносит ее с сегодняшними событиями на Украине. И видя все, что происходит, хочется молиться только об одном: пусть изменится душа человека не через страдания и войну, а через осознание и любовь.

Елизавета КОРОЛЁВА.
Фото Марии ЕМЕЛЬЯНОВОЙ.

Таланты найдены!

На острие пера

Книжки-раскраски для малышей

В Стерлитамакском районе вручили медали

просмотров: 159