В Русском драмтеатре состоялся предпремьерный показ спектакля «Заговор чувств»
Пьеса «Заговор чувств», написанная Юрием Олешей по мотивам своего романа «Зависть», мало известна широкому зрителю. Ничего удивительного. Написанная и поставленная на сцене в 1929 году, она по вполне объяснимым причинам была вскоре снята с театрального репертуара и надолго забыта. До перестройки. О пьесе «вспомнили» лишь в наше время и далеко не случайно – слишком современным кажется ее сюжет.
Владимир Латыпов-Догадов в роли Соломона Шапиро был просто неподражаем.
Написанный на злобу дня событий тридцатых годов, он удивительным образом перекликается с днем сегодняшним. Да что там! Порой, благодаря многочисленным придумкам известного российского режиссера-постановщика Валерия Ахадова и художника-сценографа Вячеслава Виданова, создается иллюзия, что пьеса написана совсем недавно и ее события намеренно «закамуфлированы» под посленэповское безвременье, чтобы не было слишком прямых аналогий с сегодняшними событиями.
На первый взгляд кажется, что вся интрига пьесы завязана на выборе, который предстоит «в эпоху перемен» сделать чистой и милой девушке Вале (ее безукоризненно тонко играет Елена Цыбульская), чьей симпатии и благосклонности добиваются двое. Нет, даже трое, если считать ее приемного отца Ивана Бабичева (в экспрессивном исполнении Тимура Гарипова), мечтающего о возвращении любимой дочки домой. Невольно задумываешься, а кого бы выбрала наша современница? Человека дела, предпринимателя до мозга костей, чьи мысли заняты только любимой работой, или бомжа с душой поэта, волей судеб попавшего в дом директора пищевого треста?
Однако уже вскоре понимаешь, что любовный треугольник – лишь общий фон для социальной драмы, разворачивающейся в душных кабинетах, спальнях и дворах. А Валерий Кавалеров (в порывисто-нервном исполнении Вячеслава Виноградова) – это никто иной, как сам Юрий Олеша, злой, колючий, угловатый, но с такой тонкой, ранимой душой. И это он вместе со своим странным союзником Иваном Бабичевым (который, по задумке Олеши, играет второе «я» Кавалерова и самого автора, но уже в более гротескном обличье) протестует и негодует против того, чтобы Валя довольствовалась ролью «резервуара» и досталась Андрею Бабичеву.
Это он недоволен тем, что колбасники блистают, а он, романтик и поэт, валяется на задворках жизни, в грязи пивнушек, пытаясь забыться в пьяном бреду. Не нужный ни обществу, ни своему временному работодателю, ни девушке, которую полюбил всей душой. И выхода из этого тупика нет. Во всяком случае, его не видит ни Олеша, ни Ахадов, не видим выхода и мы.
Отдельной строкой хотелось бы отметить великолепную игру Владимира Латыпова-Догадова. От его далеко не первостепенного персонажа Соломона Шапиро было просто невозможно отвести глаз. В исполнении Латыпова-Догадова скромный заведующий производством вырос в фигуру трагикомическую, еще более усиливая гротеск и фарс всего спектакля.
Р.S. А любовный треугольник на самом деле им и не был. Свой выбор главная героиня Валя уже давно сделала, как и работники фабрики, которых во сне Кавалерова безуспешно пытался повести за собой в мир подлинных чувств и страстей Иван Бабичев. Увы, в пользу колбасника и его колбасы.
Людмила КАШАПОВА.
Фото Сергея СЛОВООХОТОВА.
Касса на колёсах
Уфимские ямакаси
Строятся без разрешения!
Отнюдь не мусорный вопрос!