Знаменитая яхта «Апостол Андрей», экипаж которой принял участие в праздновании 100-летия города-порта Мурманска, продолжает свое путешествие. Сейчас судно возвращается в Санкт-Петербург. Напомним, яхта была построена в 1996 году в Твери на вагоностроительном заводе.
Знаменитая яхта «Апостол Андрей», экипаж которой принял участие в праздновании 100-летия города-порта Мурманска, продолжает свое путешествие. Сейчас судно возвращается в Санкт-Петербург. Напомним, яхта была построена в 1996 году в Твери на вагоностроительном заводе.
Капитан «Апостола», известный путешественник Николай Литау, в интервью «Тверской службе новостей» рассказал, почему сейчас не самое лучше время для морских походов, скучает ли он по своей яхте и ревнует ли, когда за штурвал встают другие. Сам Литау недавно вернулся из похода по Арктике на другом судне – «Northabout», в это время до Мурманска его «детище» вел Андрей Балымов.
Фото: Анастасия Чистякова, Денис Давыдов
Беседовала Анастасия Чистякова
Николай Литау (справа)
Николай Андреевич, расскажите, как прошло ваше путешествие на яхте «Northabout», комфортно ли было в экспедиции с иностранцами?
- Путешествие можно считать вполне успешным: то, что было запланировано – пройти вокруг Арктики за одну навигацию, нам удалось. В отношении комфорта ответ неоднозначен. Я ведь не просто «в экспедиции был», а капитаном. Так что может быть правильней спросить иностранцев: было ли им комфортно со мной? С другой стороны, экипаж тоже играет не последнюю роль в том, какой климат на борту. Я не первый раз принимаю участие в экспедициях с иностранцами, и бывает по-разному – иногда отношения устанавливаются теплые, иногда никакие.
Отличается ли чем-то их манера судовождения от нашей? Пришлось ли быть учителем, учитывая опыт плаваний?
- Есть общие законы природы и приемы судовождения. И судоводители, и яхтсмены всех стран неплохо понимают друг друга. Когда в Гренландии на смену экспедиции и мне прибыли четыре опытных английских яхтсмена во главе с новозеландским капитаном, я со спокойной душой передал им яхту. Просто посмотрев, как они зашли на судно, как разбрелись по нему. И я не думаю, что мне было бы чему их учить. Ну, если только поделиться опытом плаваний в арктических морях.
В нашей же экспедиции на «Northabout» кроме меня и моего старпома Дениса Давыдова на борту не было ни одного яхтсмена. Я впервые командовал такой командой: лидер экспедиции, три бабы и тинейджер. Поэтому учить приходилось всех и всему. В первую очередь - рулить.
И вообще, я не рискнул бы называть подобные мероприятия экспедицией. Люди, принимающие в них участие, физически не готовы и мало чего умеют. Но имеют деньги. Приглашают опытных яхтсменов или альпинистов и под их руководством «покоряют» моря и вершины. Это скорей разновидность туризма. Назовем его экспедиционизмом.
А по «Апостолу» скучали?
- Скучал ли по «Апостолу»? Чисто женский вопрос, попробую ответить. Нет)
Как поддерживали с ним связь?
- Со связью сегодня довольно просто, хотя и не дешево. Как на «Апостоле», так и на «Northabout» установлены телефоны спутниковой связи. Это позволяет позвонить с борта на борт или на берег, а также отправлять электронную почту.
Не возникает ли ревность, когда отдаешь штурвал родной яхты в другие руки? Как относитесь к новичкам в команде?
- Ревность и новички. Забавно, но нечто подобное я ощутил, когда после кругосветных плаваний пришлось набирать команду для новых походов. Казалось, что посторонние люди бродят по твоему жилищу. Отдать штурвал в другие руки всегда немного тревожно. Но это уже не первый раз, к тому же Андрей Балымов, который в этом году вел «Апостола» до Мурманска, моряк проверенный: он ходил со мной еще в 2005 году в Антарктиду. Андрей, Павел Дубровин, Денис Давыдов уже не новички, опытные яхтсмены. И «Апостол» для них такая же родная яхта, как и для меня. Разбираться же с чем-либо на судне приходится постоянно. Систем и механизмов много и возраст яхты не юный. То, что работало без меня, с полным успехом отказывает в моих руках.
Почему октябрь не лучший месяц для яхтенных походов в Баренцевом море?
- Осенние северные широты не лучшее время потому, что часто бывают штормы, становятся темными ночи. Мы же, полярные яхтсмены, привыкли, чтобы светлое время длилось 24 часа.
Какие теперь планы у команды?
Планы на будущее имеются. Как на «Апостоле Андрее», так и на «Northabout». Думаю, что говорить о них преждевременно, потому как обе яхты еще не вернулись из своих плаваний. К этому вопросу можно вернуться после Нового года.