Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:52, 28.05.2020

Исследователи будут изучать культурные коды Сибири и Дальнего Востока

В Сибири институт филологии СО РАН получил мегагрант на создание междисциплинарной лаборатории. В ней будут изучать культурные универсалии в вербальных традициях народов Сибири и Дальнего Востока в системах фольклора, литературы и языка.

В Сибири институт филологии СО РАН получил мегагрант на создание междисциплинарной лаборатории. В ней будут изучать культурные универсалии в вербальных традициях народов Сибири и Дальнего Востока в системах фольклора, литературы и языка. Об этом сообщает ИА «Телеинформ» со ссылкой на журнал «Наука Сибири». – Словесность включает три важные составляющие: язык, фольклор и художественную литературу. Целостное их исследование возможно при задании такого угла зрения, который позволил бы объединить их в рамках общего понятийного пространства. Таким пространством является вербальная практика, внутри которой можно говорить о вербальной культуре, а в рамках традиционных культур – о вербальных традициях. Разные вербальные традиции могут быть обобщены и систематизированы через понятие культурной универсалии, которая пронизывает самые разные культуры и самые разные слои каждой этнической культуры, – рассказывает руководитель мегагранта, заведующая отделом фольклористики и литературоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН доктор филологических наук Людмила Дампилова. – Благодаря систематизации культурных универсалий, мифологем, культурных смыслов и способов их кодирования можно определить, насколько взаимосвязаны менталитет сибирских этносов и их художественно-фольклорное мировосприятие. Что такое культурные универсалии? Это концепты в языке и культурные коды, которые представляют собой совокупность символов, смыслов, которые есть в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. Это некий ключ к пониманию культуры. Все понятия, которые составляют ядро любой национальной культуры, называют этнокультурными константами. Они формируют этническую идентичность. Единичные этнические идентичности народов Сибири и Дальнего Востока соединяются в общесибирскую. А она, в свою очередь, вливается в общероссийское и общецивилизационное поле. – В лингвистике, литературоведении и фольклористике существуют теоретические конструкты, которые могут претендовать на статус культурных универсалий. Однако состав таких универсалий оказывается зависим от специфики предмета изучаемой дисциплины. В лингвистике сформирована теория концепта, в этнолингвистике и фольклористике, применительно к обрядовому фольклору, – теория культурных кодов; в теории литературы – теория сюжета и мотива. Возникает необходимость объединяющего понятия, способного надстроиться над разной филологической предметностью, – говорит Людмила Дампилова. – Мы впервые распространяем понятие культурной универсалии сразу на три вербальных практики и рассматриваем их в масштабах региона Сибири и Дальнего Востока, объединяющего этносы с разными формами организации и бытования культур. В лаборатории исследователи будут разрабатываться структурно-семантические принципы выделения культурных универсалий к фольклору, а на портале «Фольклор народов Сибири» будут публиковаться расшифрованные материалы фольклорных текстов. – Одна из основных задач проекта – сделать описание и анализ концептуальных представлений о мире и человеке в литературах коренных народов Сибири и Дальнего Востока, проанализировать локальные культурные константы в русской литературе Сибири, в том числе миф о Сибири, как о лиминальном пространстве. Важно выявить в языках коренных народов Сибири более полный лексический материал, связанный с религиозной, мифологической, обрядовой и другими сферами, и представить его в виде словарных статей, – отмечает одна из исследовательниц. Известный российский литературовед Валерий Тюпа назвал Сибирь по мифологеме страной мёртвых, где холод, зима и ночная темнота неизбежны. Эти атрибуты образуют лиминальное пространство, которое ведёт к гибели или преображению героя. Примеры такого пространства наблюдаются и в русской литературе: «Войнаровский», «Послание в Сибирь», «Русские женщины». В исследовательском проекте будет несколько направлений работы: комплексное изучение реализации культурных универсалий в литературах Сибири и специфики литературной жизни народов этого региона, а также рассмотрение мнений представителей Русской православной церкви о Сибири. Впервые культурные универсалии будут исследованы на материале фольклора коренных и переселенческих народов Сибири и Дальнего Востока. Учёные хотят сделать аналитическое обобщенное описание сказаний об иконах 17 – начала 18 века. Культурные универсалии будут выявляться и в языковых традициях. – Уязвимое положение сибирских языков и их недостаточная изученность обусловливают необходимость исследования разных языковых уровней (лексического, фонетического, грамматического), введения новых данных в научный оборот и образовательную сферу, – отмечает доктор филологических наук Людмила Дампилова. Планируется провести исследование лексики духовной культуры, фонетические процессы, реализующиеся в словесных конструкциях. К примеру, лингвисты будут изучать характеристики алтайской звучащей фольклорной речи. Кроме этого, в планах стоят и психолингвистические и этнограмматические эксперименты. – Мы впервые решили соединить две проблемы: выявить специфику вербальных средств фольклора, литературы и языка каждого этноса и одновременно изучить их в сравнении, обнаруживая общесибирские черты. Никто еще так масштабно не исследовал вербальные традиции народов Сибири и Дальнего Востока в междисциплинарном и межпространственном аспектах, – рассказывает исследовательница. Отметим, что в Сибири народы с совершенно разными религиями постоянно взаимодействовали друг с другом. В результате появились общие константы, которые формировали социокультурное пространство этого региона. Культуры этносов Дальнего Востока, например, больше похожи между собой, как и культуры этносов Южной Сибири или Севера. В фольклоре также есть схожесть. Отличия есть только в обрядовой практике между сибирским народом и этносами Европы или западной части России. Что же привело к появлению общесибирских универсалий? В большей степени причина этому – процесс глобализации. Так, сначала у одних народов литература была только устной, а у других связана с религиозной традицией, позже ситуация изменилась. Сочинения сибирских народов отличаются от других произведений российской литературы ярким этническим характером. – Мы сейчас проводим глобальную работу в аспекте фольклора, языка. Изучаем лексический состав, единые обрядовые действа. Возможно, есть какой-то культурный код, связанный с климатическими особенностями Сибири. Отдельного исследования заслуживает мифологическая составляющая фольклора и литературы. Здесь мы тоже ищем общее и специфическое для каждого народа, смотрим, какие процессы трансформации, ассимиляции наблюдаются, – говорит Людмила Дампилова. – Необходимо изучить языковую составляющую обрядов, разделить их по территориальным, локальным особенностям, понять, где они трансформировались, где исчезли, где отсутствовали изначально, а где сохранились в неизменном виде, пройдя через века. Как это происходило, каков был исток этих обрядов? Только ли сибирское соседство диктовало эти общие черты? Проект рассчитан на три года. В лаборатории института филологии СО РАН планируются междисциплинарные экспедиции. Данные, которые они получат, будут сравниваться с данными прошлых лет. Фольклорные записи будут на электронном портале «Фольклор народов Сибири». После изучения лексики народов Сибири и Дальнего Востока будет подготовлен электронный озвученный словарь на тюркских, уральских и тунгусо-маньчжурских языках. Часть гранта пойдёт на закупку современного оборудования для фонетических исследований. Предстоит масштабная работа.

Ключевые слова: Религия
Источник: Афанасий-биржа
просмотров: 186

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.