Как учителя ЦФО относятся к возвращению на экзамены итоговых сочинений?
В новом учебном году все российские выпускники будут писать на экзаменах итоговые сочинения по литературе. Более того, результаты этого сочинения будут учитываться при поступлении в ВУЗ равносильно с результатами ЕГЭ. И это инициатива президента! Напомним, Владимир Путин озвучил ее в конце прошлого года и внес в перечень поручений по итогам послания Федеральному собранию… Вообще, единый государственный экзамен – это объект постоянной критики. Особенно, после скандальной компании 2013 года, когда сдача экзамена сопровождалась многочисленными нарушениями во многих регионах России. Вместе с тем, даже после этого, министерство образования четко дало понять, что ЕГЭ отменять никто не будет. А вот модернизировать и совершенствовать – пожалуйста.
Впервые о возвращении к практике итоговых сочинений заговорил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Поначалу даже рассматривался вариант введение этих сочинений уже в этом учебному году. Однако затем было решено повременить с этой мерой. Хотя бы потому, что для этого нужно подкорректировать образовательный стандарт. Ведь по новой учебной программе ученики старших классов изучают предмет "русский язык и литература", по которому, как раз, сдают ЕГЭ. Поэтому тем, кто составляет программу, нужно будет либо разделять этот предмет на "русский" и "литературу", либо вводить по этому новому предмету два экзамена. Правда, пока работники сферы образования пока не представляют, как это все будет происходить…
Спрашивать об этом "новшестве" следует пока не преподавателей, а тех, кто разрабатывает все это. Так как ответить на вопросы об изменениях и пользе вряд ли возможно, пока это поручение выглядит как сказочное "то, не знаю что".
Если честно, то я не вижу смысла в этом дополнительном сочинении. Дети и так выкладываются, на сколько это возможно, в сочинении в части С, которая и определяет итоговую оценку за экзамен. В течение всего года мы работаем с выпускниками по этой части, учим, как полно, красочно и точно изложить свои мысли по той или иной теме. Соответственно, если ученик плохо готовился, то он не выполнит задание ни в части С, ни в итоговом сочинении.
Возвращение к традиционной форме проведения экзамена по литературе, на мой взгляд, сейчас не принесет ожидаемых высоких результатов. К сожалению, за 10 лет "егэ-френии" школьники (а вместе с ними и сами учителя) утратили навыки работы над связным текстом. Нацеленность на "выбрать из предложенных вариантов" сужает способности мозга, лишает его возможности развивать связную речь и выражать свои собственные мысли. Если возвращать сочинение, то делать это придется постепенно, в несколько этапов, не забывая при этом подводить образовательную базу - возвращать методику написания сочинений в содержание школьного образования.
Большинство преподавателей "За!"
Впрочем, несмотря, на страх перед неизвестным, большая часть респондентов опроса, который проводили журналиста ИА vRossii.ru в регионах ЦФО, инициативу президента поддерживают.
Я считаю, что ввести в школах со следующего учебного года экзаменационные сочинения правильно, так как выпускник учится мыслить, а не просто пишет шаблоном. Не думаю, что для выпускников это будет хуже, наоборот, сочинения развивают личность, нестандартное мышление, сразу можно увидеть образ мыслей, образованность, начитанность школьника и будущего студента. На счет поступления - трудно сказать однозначно, время покажет, пока рано об этом говорить, да и вообще наша страна, в том числе и в плане образования, очень непредсказуемая, трудно давать какие-либо прогнозы".
Я считаю, что это правильное решение, благодаря которому наше образование отклонится от пути американизации и пустой механизации. Дело в том, что ЕГЭ - это не лучший способ для проверки знаний, особенно гуманитарных наук. Простое натаскивание на механическое "отмечание" крестиками правильных ответов в итоге выливается в создание косноязычных и необразованных людей. Благодаря сочинению можно понять способен ли человек логически строить мысль, рассуждать, а также уметь доказывать свою точку зрения. По моему мнению, было бы очень здорово вернуть устные ответы на экзаменах, так как умение строить грамотную речь - это одно из самых нужных умений во многих профессиях, да и в жизни, безусловно, тоже.
Я работаю учителем русского языка и литературы,и это новшество касается меня непосредственно. Как учитель,я могу сказать,что сочинение -это лучше,чем ЕГЭ. Нынешний экзамен учит мыслить детей по шаблону,просто механически. Сочинение же заставляет думать,рассуждать. Но. Самая главная проблема нынешнего поколения- проблема чтения. дети не читают совсем, и вряд ли новый экзамен изменит ситуацию.Поэтому,я думаю,вопрос о возврате сочинения спорный.Если,все-таки,решат вернуть его,то ,конечно,формы и методы работы на уроке изменятся, ведь наша главная задача-научить детей и подготовить их к сдаче выпускных экзаменов.
Это хорошо, что снова будут экзаменационные сочинения. Мое мнение — чем разнообразие задания, тем лучше учитель может оценить ребенка. Сочинение позволит выявить у ребят дополнительные умения и возможности, как они осмысливают эпоху, время, могут ли анализировать литературные произведения, ситуации в обществе, стране, которые изучали на уроках. А преподаватели смогут по- другому увидеть своих учеников, помочь им раскрыть свои таланты, научиться общаться, высказывать свое мнение. Пока еще учителя не знают, по каким критериям нужно будет оценивать, какие темы и программы для этого нужны. Как только будет утвержден план, так и начнут изменять под него подход, планы ведения уроков. Успокаивает то, что есть еще время для подготовки.