Апрель 2024

|

17:21, 18.02.2019

Главная: Интервью: чего не хватало мамонтам?

Ученый ТГУ предложил свою гипотезу гибели древних гигантов

Когда-то Сибирь принадлежала динозаврам, мамонтам, бизонам, остатки которых сегодня находят на всей ее территории. Среди тех, кто ищет и изучает эти остатки — заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ Сергей Лещинский. Почему все-таки вымерли мамонты, какие загадки таит сибирская земля, как определить возраст древнего млекопитающего и еще много интересного узнал портал Tomsk.ru, пообщавшись с Сергеем Владимировичем.

— Интерес к истории Земли и человечества у меня возник, когда я еще был дошколенком — моя мама учитель истории, и в ее кабинете я впервые увидел бедро мамонта — это произвело на меня неизгладимое впечатление. Думаю, мне было тогда лет пять, — рассказывает Сергей Владимирович, отвечая на мой первый вопрос о выборе профессии. — Возможно, поэтому при поступлении в университет сначала я подал документы на исторический. А потом стою, читаю стенгазету ГГФ «Прометей» — замечательная, кстати, была газета — и подходит ко мне женщина. Как потом оказалось, это была заведующая музеем палеонтологии Татьяна Викторовна Захарова. Пригласила она меня посмотреть музей, где в тот момент работали студенты. В общем, пообщавшись с ними, я пошел и переложил документы с ИФ на ГГФ — за пять минут до окончания всей приемной кампании.

Студент четырех факультетов

На историческом факультете Сергею Лещинскому все равно удалось поучиться, он там прослушал два курса — по расоведению и истории древнего общества, решив, что эти знания ему пригодятся. Кроме того, он изучил два курса по зоологии позвоночных на БПФ, курс по палеогеографии плейстоцена на географическом отделении ГГФ, который вел известный в этой области специалист Алексей Земцов, а также посещал занятия и сдал экзамен по анатомии человека в СибГМУ.

Это были 90-е годы прошлого века, когда в образовании начались различные эксперименты и подобные «индивидуальные траектории обучения» стали возможны. Поддержал тогда Лещинского и помог разработать индивидуальный план его научный руководитель, к сожалению, рано ушедший из жизни, Владимир Саев.

— Все эти знания не были лишними, так как все взаимосвязано. Я сейчас занимаюсь и историей Земли, и геологией в чистом виде, и палеонтологией как историей жизни, и историей человека, в первую очередь палеоэкологией — как человек связан был с животным миром, растительными сообществами, геологией, но именно в каменном веке, палеолите.

Кладбище диких животных

Впервые на Волчью гриву Сергей Лещинский попал после третьего курса в 1991 году. Для него это вообще были первые палеонтологические раскопки, поэтому большое количество остатков древних животных показалось чем-то само собой разумеющимся. Только недавно стало ясно, что урочище Волчья грива, расположенное в Новосибирской области, — крупнейшее в Азии местонахождение мамонтовой фауны, где кости и зубы захоронены на месте гибели животных, то есть они не перенесены реками и не отложились на их берегах.

— Ценность переотложенных остатков многократно ниже, потому что контекст весь потерян, и почти невозможно сказать от чего погибли животные. А Волчья грива — уникальное место — животные погибали прямо там, и их очень много, колоссальное количество, которое, по-видимому, накапливалось на протяжении десяти тысяч лет. Там есть места, где на одном квадратном метре мы находили больше 100 фрагментов костей и зубов мамонтов.

Раскопки на Волчьей гриве периодически велись с середины прошлого века, но с большими перерывами. После 1991 года тоже был почти 25-летний перерыв и только в 2015-м Сергей Лещинский, уже, будучи без пяти минут доктором наук, снова вернулся к «объекту» своей дипломной работы.

За четыре года новейших раскопок здесь уже нашли почти 2000 остатков млекопитающих, более 95 процентов которых принадлежит мамонтам. Среди интересных находок последнего сезона — часть позвоночника мамонта в анатомическом положении длиной более 1,2 метра. Редко, но встречаются кости лошадей, бизонов, волков. В 2016 году здесь впервые были обнаружены кости мелких хищников (песцов) возрастом почти 20 тысяч лет, а также грызунов, что открыло еще одну страничку в изучении местонахождения. А в прошлом году, опять же впервые, были найдены семена растений, это является большой редкостью для субаэральных (безводных) условий захоронения.

Увидеть Волчью гриву и умереть

Чем же так привлекала Волчья грива мамонтов, что они собирались в этом месте буквально сотнями. Здесь располагался зверовой солонец — ландшафт с дефицитными минеральными элементами, за которыми и приходили древние животные. Это является еще одним подтверждением гипотезы Сергея Лещинского, от чего могли вымереть мамонты. В мире преобладают две гипотезы: климатического изменения и истребления древним человеком. Томский ученый подверг их сомнению и выдвинул свою.

— Еще на раскопках в районе Шестаково Кемеровской области мы стали находить довольно большое количество костей мамонтов с патологиями — деформированные, с лишними отверстиями. И я начал этим сильно загружаться, так как меня давно уже интересовала проблема вымирания этих животных.

Изучая остатки поздних мамонтов, которые были найдены в Западной Сибири, Якутии, на Урале, в Польше, на Британских островах и других территориях, Лещинский обратил внимание, что почти все эти популяции были подвержены деструкциям скелетной системы, таким как остеопороз, остеофиброз, остеомаляция (размягчение и искривление костей), заболевания суставов. В отдельных коллекциях доля остеопороза составляла почти 100 процентов. Это приводило к высокой травматичности животных и их гибели. Поэтому ученый выдвинул гипотезу минерального голодания мамонтов из-за экологической катастрофы, произошедшей вследствие тектонических процессов и увлажнения климата, что привело к коренному изменению геохимического состава почв, и, соответственно, состава растений, которыми питались животные. Это и послужило причиной вымирания. И на Волчью гриву мамонты приходили в попытке восполнить дефицит химических элементов.

Уникальные находки

Научный коллектив Лещинского — одна из немногих исследовательских групп, изучающих ископаемых позвоночных на огромной территории Сибири. Палеонтологи ТГУ помимо Волчьей гривы ведут раскопки в отложениях илекской свиты рядом с Ачинском на реке Чулым, которые содержат остатки динозавровой фауны. Ими открыты четыре местонахождения возле деревни Шестаково (включая два практически полных скелета нового вида пситтакозавров, которые находятся в палеонтологическом музее ТГУ) и более 15 «динозавровых» местонахождений на реке Кемчуг. В Центре культуры ТГУ в стеклянном «саркофаге» можно увидеть выдающуюся находку — крестец нового рода динозавров, который раньше не был известен миру. Назвали его Сибиротитан. Среди других уникальных находок, к которым томские палеонтологи «приложили руки» — позвонок мамонта с отверстием от копья, обнаруженный на местонахождении Луговское Ханты-Мансийского АО. Это первая в Азии и лучшая в мире кость мамонта со следами воздействия древнего человека.

Но во время экспедиций ученые лаборатории не только ищут остатки древних животных, но и исследуют геологические, геохимические процессы, которые происходили в прошлом.

— Сейчас, на мой взгляд, самое интересное и, наверное, перспективное — это заниматься экосистемами в целом. Нельзя изучать какую-то часть в отрыве от общего. Иначе ничего не поймешь, — считает Сергей Лещинский. — Изучая палеоэкосистемы, мы понимаем, как они развивались, выявляем закономерности для прогнозирования будущего. Мы можем сказать, что произойдет, если климат станет более теплым, влажным или, наоборот, сухим. Как это может повлиять на животный и растительный мир, что крайне важно, потому что от этого зависит и народнохозяйственная деятельность, и наше существование.