|

17:17, 03.12.9360

Томские генетики внесли свой вклад в борьбу с малярией

Ученые из лаборатории эволюционной цитогенетики НИИ биологии и биофизики и кафедры цитологии и генетики Томского государственного университета Глеб Артемов, Мария Шарахова и Владимир Стегний приняли участие в проекте по анализу геномов и изучению хромосомной эволюции шестнадцати видов малярийных комаров - наиболее опасных переносчиков малярии.

По результатам масштабного проекта в журнале «Science» была опубликована статья Neafsey, Waterhouse et al. «Highly evolvable malaria vectors: the genomes of 16 Anopheles mosquitoes».

В рамках крупного международного проекта ученые ТГУ проводили исследования по направлению «хромосомная эволюция», сообщает пресс-служба вуза. Группу возглавлял доцент Политехнического института штата Вирджиния (США) Игорь Шарахов, выпускник ТГУ.

Исследование позволило понять, какой вклад внесла эволюция геномов малярийных комаров в адаптацию этих насекомых к новым условиям окружающей среды и передаче малярийного плазмодия. Группа ученых с помощью анализа геномов комаров из Африки, Азии, Европы и Латинской Америки, и, в частности, показала быстрые эволюционные изменения в организации хромосом этих насекомых. Эволюционно удаленные виды малярийных комаров Anopheles имеют различные адаптивные свойства и способности к переносу опасных заболеваний человека. Изучение геномов этих видов открывает для большие возможности для борьбы с малярией и другими болезнями, переносимыми комарами.

В мире ежегодно регистрируется до 500 млн. случаев заражения людей малярией, из них более миллиона – со смертельным исходом. Большинство (около 90 %) случаев приходится на африканский континент, но в последние годы обнаружены переносчики малярии и в Юго-восточной Азии, и в Южной Америке. Основным переносчиком малярии являются комары рода Anopheles – их так и называют «малярийные». В связи с изменениями климата ареалы распространения некоторых видов Anopheles изменяются, что создает дополнительную опасность распространения заболевания. В 2008-2009 году Anopheles maculipennis s.s. появился уже на Южном Урале. Исследователи прогнозируют его дальнейшее продвижение в сторону более холодных регионов, в том числе - в Сибирь.

В 2002 году был впервые опубликован геном одного из основных переносчиков малярии в Африке – вида Anopheles gambiae. Однако в мире существуют около 60 видов комаров, переносящих малярию. Десять лет назад был начат международный проект по изучению генома Anopheles с целью выявления общих черт и различий у разных видов и – в дальнейшем – разработки методов борьбы с распространением заболевания.

Фото:  Anders L.