Календарь

Октябрь 2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   | 

Эхо войны: поезда в центре Томска (фото)

12:10, 15.05.2014  aos1986

Оригинал взят у aos1986 в Эхо войны: поезда в центре Томска (фото)


Митинг на площади Революции (Новособорная), 22 июня 1941 года. Фото: из книги «Томск: История города в иллюстрациях»

На днях страна отмечала 69-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Практически во всех городах устраивались парады, шествовали участники «Бессмертного полка», гремели праздничные салюты, звучали добрые слова в адрес ветеранов. Только из нашего региона на фронт ушло почти 130 тысяч наших земляков. 58 тысяч из них не вернулись с войны. Но праздник прошел, слова растворились в истории, а ветераны вновь оказались наедине с собой и своим подвигом, который стоил жизни многим нашим соотечественникам. Поэтому мы решили продолжить серию материалов о Победе уже после 9 мая, чтобы дольше вспоминать тех, кто этого достоин, как никто другой.

После начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе резко возросла нагрузка на транспорт. Военное время требовало быстрой доставки оружия и боеприпасов на фронт, раненых — в тыловые госпитали, а эвакуированных предприятий — к новому месту работы. Несмотря на то, что Томск находился далеко от фронта, его жители в полной мере смогли ощутить на себе все тяготы военного времени.
С началом эвакуации в наш город перевезли более 20 предприятий, в последствии на их базе образовались многие томские заводы. Например, завод резиновой обуви был образован на базе московского завода «Красный богатырь».
Оборудование и сотрудники предприятий прибывали по железной дороге на так называемых эвакэшелонах которые следовало оперативно разгрузить для исключения образования пробок на станциях. Тут у томичей возникли первые проблемы.
Оборудование требовалось доставить к месту монтажа, но после мобилизации в городе осталось около сотни грузовиков и тракторов и несколько сотен лошадей. Неудивительно, что грузовой транспорт перестал справляться с перевозками. Зачастую, чтобы не нарушить сроки, оборудование приходилось доставлять волоком, используя деревянные катки, а с началом холодов — при помощи металлических листов, на которых нередко оставались куски примерзшей кожи.


Жители города тянут станок по проспекту Кирова. Картина: И.С Пушкин, из книги «Томск: История города в иллюстрациях»

Транспортировка оборудования — не единственная проблема, с которой столкнулись жители. После начала производства предприятию требовалось сырье. Кроме того, возникла необходимость в доставке готовой продукции на железнодорожные станции.
Такая проблема не являлась уникальной — мобилизация «проредила» парк техники по всей стране, и в разных городах с ней справлялись по-своему.
В Новосибирске часть трамвайных путей была закрыта для пассажирского движения, на смену трамваям на некоторые улицы вышли паровозы. В Ленинграде для доставки грузов, начиная с 1909 года, активно использовался грузовой трамвай. Служебные линии вели на грузовые дворы железнодорожных станций и предприятий, а с началом войны в городе появились специальные санитарные поезда, которые доставляли раненых в больницы.
В Томске подобные методы были неприменимы, трамвай в нашем городе был открыт после войны, в 1949 году. Решение проблемы грузовых перевозок предложили специалисты Томского электромеханического института инженеров транспорта.
ТЭИИТ был образован в 1930-е годы на базе одного из факультетов Политехнического института, учебный корпус находился на площади Революции (ныне площадь Новособорная). В 1961 году институт перевели в Омск. В наши дни это учебное заведение носит название Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), а в его корпусе после перестройки разместился Институт радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТ) — современный ТУСУР.
Было предложено строить железнодорожное полотно прямо по городским улицам. Пути протянули к подшипниковому заводу, электростанции (ныне пиковая резервная котельная на улице Алексея Беленца, 2), манометровому, электромеханическому, электроламповому заводам и другим городским предприятиям.
Сегодня в это трудно поверить, но 70 лет назад по главным улицам Томска, в том числе по проспекту Ленина, ходили грузовые поезда на паровозной тяге. Наибольший интерес представляют две линии, предназначенные для снабжения городской электростанции и электролампового завода.

Паровоз движущийся по проспекту Ленина с углем для городской электростанции. Фото: из книги «Рассказы о томском электротранспорте»

Первая линия пролегала по улицам Розы Люксембург и Набережной реки Ушайки, проспекту Ленина и поворачивала на улицу Алексея Беленца, где располагалась электростанция. Другая линия пролегала по улице Нахимова, проспекту Тимирязева (ныне проспект Ленина) и улице Усова.
Во время войны проспект Ленина представлял собой три разных улицы, плавно перетекавших друг в друга: участок от площади Революции до Лагерного сада назывался проспект Тимирязева; участок от площади Революции до современной площади Ленина носил названия проспект Ленина; а участок, тянувшийся от площади Ленина в северном направлении, носил название Коммунистический проспект. Только в 1959 году эти улицы были объединены и получили современное название проспект Ленина.
Строительство горжелдорветки началось зимой 1941 года, все работы выполнялись томичами вручную практически при полном отсутствии инструментов. Из-за нехватки материалов при строительстве использовались рельсы, снятые в прифронтовых районах в момент отступления Советской Армии. Строительство велось наспех, работы выполнялись с нарушениями требований, к примеру, на многих участках отсутствовал балласт, и рельсы укладывались прямо на землю. Впоследствии это приводило к постоянным сбоям движения и авариям. Построенная дорога требовала постоянного ухода, приходилось следить за состоянием путей, кроме того, в зимний период путь необходимо было чистить их от снега.
После окончания Великой Отечественной войны дорога продолжала работать, перевозя грузы. Постепенно страна возвращалась к мирной жизни, и паровозы на городских улицах уже стали смотреться чужеродно, они шумели и дымили, мешая горожанам. С 1947 года была запрещена работа грузовых составов в дневное время на центральных улицах.
В 1951 году был введен в строй первый пусковой участок второй очереди томского трамвая — линия от площади Батенькова по переулку Пионерскому и улице Розы Люксембург. В течении двух лет на этом участке трамвай был вынужден делить путь с грузовыми составами, что сильно мешало пассажирскому движению, и спустя два года власти приняли решение полностью отказаться от грузового движения в центре города.
В 1953 году городская электростанция начинает снабжаться углем при помощи автотранспорта, и движение грузовых поездов по центральным улицам прекращается, а с 1955-го оставшиеся подъездные пути были сняты с баланса города и переданы дрожзаводу и заводу резиновой обуви. В течение еще примерно десяти лет часть брошенных путей оставалась лежать на городских улицах, напоминая, что когда-то по ним ходили грузовые поезда.


Вид с Воскресенской горы на Каменный мост. За трамваем видны оставшиеся пути горжелдор ветки. Фото: Василий Черемин \ 1604.ru


Улица Набережная реки Ушайки, на заднем плане видны неиспользуемые пути горжелдор ветки. Фото: И.И. Долгополов, из книги «Томск: История города в иллюстрациях»

Всего во время Великой Отечественной войны в нашем городе работало около 40 промышленных предприятий, в этот период Томск принял примерно 50 тысяч человек.
Источники:
- Яковлев Я. А. Рассказы о Томском электротранспорте. Томск: издательство Томского университета, 1999.
- Томск: история города в иллюстрациях, 1604-2004. Томск: Изд-во Томского университета, 2004.

Олег Асратян
Источник: Городской портал «В Томске»
.

Не нравится
Нравится
источник: http://tomsk-ru.livejournal.com/724741.html     рейтинг: 0  

Городской Блог