32 0 0
«В российской конституции написано о социальной природе нашего государства. Но оно же таковым не является. Не кажется ли вам, что тогда честнее будет упразднить эту статью?» - допытывается пожилая женщина у Игоря Сажина, расставляющего стулья в зале. Такую картину наблюдала корреспондент «Красного знамени» пред началом открытой лекции правозащитника КПК «Мемориал».
Фото из архива редакции
Дальше разговор зашел об Индире Ганди, коммунизме и советском прошлом. Часовая лекция в антикафе «Кампус» прошла вчера, 9 октября, в рамках недавно начавшей свою работу Школы прав человека в Коми. Коми правозащитная комиссия «Мемориал», которую возглавляет Сажин, совсем недавно выиграла президентский грант на реализацию этой школы.
В зале собралось чуть больше десяти человек. У председателя КПК «Мемориал» зазвонил телефон. «А, да, надо отключить все звуки», - с этим словами он берет трубку.
- Напомните. Да, про свидание, я понял, - говорит кому-то он на том конце провода.
Те, кто не знаком с Сажиным и его деятельностью могли подумать, что речь идет о романтическом свидании. Другим сразу ясно: звонок от родственника осужденного, защитой прав которых, в частности, занимается «Мемориал».
Спикер пообещал, что многие присутствующие будут удивлены его пониманием прав человека. В аудиторию был вброшен первый вопрос — об ассоциациях при словосочетании «права человека».
- Конституция, Крым наш, свобода, равенство, - поделились присутствовавшие.
Внимательно всех выслушав, Сажин констатировал наличие множества «мутных» слов. Потом каким-то образом дискуссия перешла к гендерной теме. Зал с удивлением узнал о существовании в Советском Союзе списка запрещенных для женщин профессий из 500 пунктов.
- В Союзе были и женщины, которые на своих плечах носили ломы и шпалы. А в Швейцарии только в 2001 году договорились, что женщина тоже человек. До этого женщины голосовали только на федеральном уровне. На уровне кантонов за них голосовали мужья, - сказал он.
Дальше перешли к теме права на жизнь. Сажин задал следующий вопрос: «Что такое право на жизнь?»
- Медицина! - донеслось из зала.
- Вот про медицину я все понял: чтобы не сдохнуть, - с иронией отметил он.
Про жилье, про сытость, про образование — звучали и такие варианты.
- Право на жизнь «чтобы не быть убитым» - вот другая конструкция, - продолжил правозащитник.
Провокация удалась, начались споры и словесная эквилибристика. Дискуссия развернулась на основе типичного диалога гражданина и государства:
- Мне нужно жилье, еда.
- Ну, заработай.
- А ты на что, государство?
Сажин пояснил ошибочность понимания права, как «Дай, государство»: «Если вы так мыслите право на жизнь, то вы должны понимать, кто за это будет платить. Бюджет целой России — это бюджет одного Техаса».
В заключение лекции, которая приняла форму беседы, правозащитник подчеркнул, что конструкция прав человека связана не с «хочу и подай», а с совершенно другими вещами.
- Права - это не про то, что о вас будет кто-то заботиться. Права человека — это не про счастье. Это про тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Я могу дойти до колодца и набрать воды, а кого-то надо донести. И это не обязательно должно быть государство.