Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:23, 01.04.2015

Как было раскрыто убийство семьи Шубиных в Заполярье. Часть 2

34 0 0

13 марта 1993 года в шахтёрском пригороде Воркуты Воргашоре была убита семья начальника участка шахты «Воргашорская» Виктора Шубина — он сам, жена, сын и дочь. Меньше чем за месяц это преступление было раскрыто. Непосредственными участниками тех событий были министр внутренних дел РК Евгений Трофимов, следователь республиканской прокуратуры Юрий Мартышин, сотрудники уголовного розыска МВД РК Юрий Климовицкий, Михаил Ривец. Вот как Евгений Трофимов вспоминает о событиях того времени.

Фото www.sevprostor.ru

Начало

Окончание

В 1993 году Юрий Климовицкий — заместитель начальника ОРБ (оперативно-розыскное бюро) службы криминальной милиции МВД РК:

- Раз так случилось, что мне позволено рассказать о тех событиях, сразу оговорюсь, что каждый сотрудник, принимавший участие в раскрытии убийства семьи Шубиных, излагает происшедшее с точки зрения своей роли в этом, поэтому я расскажу как член группы оперативного работников МВД Республики Коми, первой командированной на помощь местным коллегам.

В воскресенье 13 марта 1993 года племянник Виктора Шубина (сотрудник милиции) обратил внимание, что никто из родственников не выходит на связь, попросил помощи у пожарных и по предоставленной ими лестнице через окно проник в квартиру Шубиных, где и обнаружил, что все члены семьи убиты.

Преступление, всколыхнувшее город

Министром внутренних дел Евгением Трофимовым было принято решение отправить в Воркуту специальную оперативную группу, руководить которой приказали мне. В группу вошли Виктор Зленко, Анатолий Новиков, Олег Рогов. МВД России было принято решение о проведении полномасштабной специальной операции «Сигнал» на территории самой Воркуты и пригородных посёлков. Меня определили начальником штаба по раскрытию убийства. В мои обязанности входило составление планов оперативно-розыскных мероприятий, контроль за их проведением. Непосредственно следственными мероприятиями занимались сотрудники республиканской прокуратуры Анатолий Панов, Юрий Мартышин, Юрий Муратов. Работы было много, а результатов — ноль.

Члены семьи Шубиных вначале были задушены, затем каждому из них было перерезано горло, все тела были сложены в ванной, преступники заделали все отверстия в помещении (особенно вентиляционные) пластилином. Из квартиры потерпевших были похищены ювелирные изделия, а также импортные вещи и сложная бытовая техника, которой в то время рассчитывались с шахтёрами по так называемому бартеру. На этот бартерный эквивалент некоторые шахтёры, в том числе и Виктор Шубин, получали импортные вещи, сложную бытовую технику, и даже легковые автомобили. Преступники, как потом выяснилось, узнали о бартерной автомашине Шубина старшего, это и стало мотивом преступления. Готовились они к преступлению тщательно, приняли меры к сокрытию убийства и следов преступления.

Убийство было очень резонансным, на нас выходили шахтеры, просили: «Найдите этих зверей, мы их сами порвём!» Все участники оперативно-следственной группы работали в сильном напряжении, не менее пятнадцати часов в сутки, информации было много, но она не выводила на след преступников. Было ясно, что преступление совершено группой дерзкой и безжалостной.

По ложному следу

Большие трудности возникли у нас в начале командировки: не за что было даже уцепиться. Характер преступления наталкивал на мысль — убийство могли совершить психически ненормальные люди, а так же лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения. Надо отметить, что мы в эти дни сделали упор на указ Президента Бориса Ельцина «О борьбе с организованной преступностью». Он давал право до месяца содержать под стражей лиц, которые относятся к организованным преступным группировкам. Очень многих пропустили через этот конвейер. Но результатов по делу это не добавило.

Однако в один из мартовских дней старший оперуполномоченный Комсомольского РОВД майор Юзвенко доставил в отделение состоявших на оперативном учёте в милиции жителей посёлка Воргашор Олега Мартышина (однофамилец следователя Юрия Мартышина) и его сожительницу. Поведение доставленных настораживало, в искренность их объяснений верить не приходилось.

При исследовании обуви задержанного Олега Мартышина эксперты-криминалисты выявили ряд общих и частных признаков, указывающих на её схожесть со следами обуви, оставленными преступниками в квартире убитых Шубиных. Применялась в работе с Мартышиным и такая техническая новация, как «детектор лжи», ныне известный как полиграф. Тестирование проводил специалист из МВД России.

На тот момент мы почти поверили, что раскрытие уже совсем близко: вот он, преступник! Но полной картины о причастности его к убийству как-то не складывалось. Пришлось признать, что по горячим следам преступление мы раскрыть не смогли.

С начала работы нашей группы прошло десять дней, нас заменили на «свежих» сотрудников, а мы отправились в Сыктывкар. Но примерно через неделю нас снова направили в Воргашор: преступление всё ещё оставалось нераскрытым. Теперь следствием руководил начальник УУР МВД РК полковник Кирушев.

Мёртвые показаний не дают

Через месяц с момента обнаружения преступления была получена информация от наших оперативных источников о Кадыре Липатове - как о возможном содержателе наркопритона. Следователь Юрий Мартышин вынес постановление о проведении обыска на квартире Липатова, а я направил на его квартиру для проведения обыска оперуполномоченного УУР Александра Хлуднева и опера Воркутинского ГОВД Сергея Наумчука. Буквально через час по рации кто-то из них сообщил в дежурную часть, что по месту обыска стреляют!

На место срочно выехали министр МВД РК Евгений Трофимов, следователь Юрий Мартышин, начальник УУР РК Александр Кирушев, в эту группу вошёл и я. По прибытии застали следующую картину: металлические двери в квартиру Липатова вскрыты, в зале на полу лежит труп Липатова. По всем признакам следовало, что он покончил с собой, выстрелив себе в рот из обреза винтовки. Было очевидно, что появление оперативников застало его врасплох: на теле убитого были только трусы и майка.

Во второй комнате, которая была заперта, были найдены практически все «бартерные» вещи, а на антресоли - коробочка с ювелирными изделиями, среди которых были даже золотые зубные коронки. Всё это было похищено из квартиры Шубиных.

Итак, Липатов мёртв, но считать преступление полностью раскрытым пока было рано. Оставались соучастники этой кровавой драмы, их надо было срочно задерживать, а для этого - не допустить утечки информации о случившемся с Липатовым.

Круг подозреваемых замкнулся

Местные сыщики оперативно представили сведения о ближайшем окружении Липатова, и в течение этого дня были задержаны его подельники: Анатолий Буренков, Виктор Орлов и Виталий Созыкин. Вечером этого дня Александр Кирушев направил меня в ИВС для того, чтобы не давать задержанному «остыть». Проще говоря, не дать ему замкнуться в себе. Пока оперуполномоченный Николай Семёнов готовил аппаратуру для видеозаписи, я общался с Созыкиным. Он представлял из себя затравленного, но огрызающегося зверька. А во время допроса он несколько раз почти истерически вопрошал: «А меня не расстреляют?» Приходилось убеждать, что теперь его судьба в его же руках.

На следующий день по полученным от Созыкина показаниям следователи обнаружили и изъяли в тундре за посёлком обувь и одежду, в которой преступники были в квартире Шубиных. Убийцы пытались их сжечь, но до конца этого не сделали.

Круг замкнулся, преступники были задержаны. Было установлено, что мотив преступления оказался действительно корыстным. Дело в том, что семейство Шубиных готовилось к переезду в город Муром, где у них уже была квартира: глава семьи Виктор Шубин дорабатывал последние месяцы на шахте. В качестве зарплаты он недавно получил «бартерный» талон на автомашину. Его он продал - нужны были деньги на обустройство новой квартиры в Муроме. А ремонтируя свою старенькую машину, он рассказал о продаже талона мастеру автосалона. Этот разговор слышал слесарь, молодой парень, который оказался соседом Липатова. Он по-соседски и рассказал будущему убийце о «больших деньгах» Шубина, не предполагая о страшном повороте событий.

Немного о личности главаря – Кадыре Липатове. Во время обыска у него под матрасом были найдены характеристики из школы и пионерского лагеря. В этих документах Липатов характеризовался крайне положительно. Была установлена и девушка Липатова, с которой Липатов вёл себя всегда вежливо и тактично.

В едином порыве

В раскрытии преступления приняла активное участие группа местных сыщиков, которую возглавил начальник Воргашорского поселкового отделения милиции Григорий Котжебас. В состав нашей следственно-оперативной группы входили старшие оперуполномоченные Сергей Дунаев, Николай Ювленко, криминалистические экспертизы по уголовному делу проводил прокурор-криминалист прокуратуры Воркуты Сергей Ляпунов. Кроме Юрия Мартышина по делу работали следователи республиканской прокуратуры Анатолий Панов и Юрий Муратов, а также сотрудники управления уголовного розыска МВД по РК Николай Семёнов и Михаил Ривец.

Прошло уже много лет, но это преступление не забывается до сих пор. Прежде всего - из-за жестокости содеянного: из-за каких-то мелких материальных ценностей людей лишили самого ценного – жизни.

Источник: Красное знамя
просмотров: 315

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.