Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

14:29, 03.04.2014

Как украсть миллионы

5 0 0

Игнорируя позицию Президента России, управляющие компании Сыктывкара и ОАО «ТГК-9» вступили в сговор с целью ограбления проживающих в многоквартирных домах потребителей горячей воды

Как украсть миллионы

Жильцов обворовали. Фото Татьяны Алексеевой

В сентябре прошлого года частное ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» («ТГК-9») объявило о переходе на прямые расчёты за поставленную горячую воду с жильцами многоквартирных домов, которые обслуживаются рядом управляющих компаний Сыктывкара (ООО «РЭКОН», ООО «Жилищная управляющая компания», ООО «ЖилКомВест» и другими). Корреспондент «Красного знамени» уверен, что эти действия энергетического монополиста не просто противоречат российскому законодательству, но и направлены на многомиллионные обсчёты рядовых горожан.

Невозможно рассуждать о проблемах, которые породил переход «ТГК-9» на прямые расчеты с жильцами сыктывкарских многоэтажек, без небольшого экскурса в раздел VIII Жилищного кодекса РФ.

В этом разделе, который называется «Управление многоквартирными домами», имеется статья 161, устанавливающая, что собственники помещений в многоквартирном доме (МКД) обязаны выбрать один из трёх способов управления своим домом:

1) управление управляющей организацией (в обиходной речи такие организации называются «управляющими компаниями»); 

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом;

3) непосредственное уп-равление собственниками помещений в МКД.

Первый из трёх перечисленных вариантов в России (как, впрочем, и в Сыктывкаре) является самым распространённым. Чему способствует целый ряд обстоятельств. Так, именно этот вариант управления МКД должна обеспечивать местная администрация (посредством проведения соответствующего конкурса или, что проще, путём фальсификации протокола общего собрания собственников квартир), если жильцы не выбрали самостоятельно способ управления домом. С другой стороны, управляющие компании в конкретном городе или районе – это, как правило, одна или несколько организаций, успешность бизнеса которых зависит от коррупционных связей их руководителей и влиятельных чиновников местного (или регионального) уровня.

Иными словами, управление многоквартирными домами с помощью управляющих компаний – это четыреста первый способ сравнительно честного отъёма денег у населения, придуманный современными почитателями таланта Остапа Бендера. Причём способ до недавнего времени весьма эффективный.

У истории с переходом «ТГК-9» на прямые расчёты с жителями Сыктывкара, многоквартирные дома которых управляются управляющими компаниями, есть своя предыстория.

В ноябре 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении». Он предписывал до 1 января 2012 года оснастить существующие в России многоквартирные дома коллективными приборами учёта потребляемых в этих домах коммунальных ресурсов (прежде всего, горячей и холодной воды).

Коллективные счётчики, массовую установку которых подхлестнули федеральные власти, теоретически позволяли определять объёмы коммунальных ресурсов, которые тратятся на содержание общего имущества собственников помещений в МКД. Например, воды, которая идёт на мытьё подъездов, полив цветников на придомовой территории, промывку труб при подготовке к отопительному сезону. Поэтому перед российским правительством в какой-то момент закономерно встал вопрос, кто и как должен эти коммунальные ресурсы оплачивать.

1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее обозначаются как Правила № 354).

Они установили, что владельцы помещений МКД, управляемого управляющей компанией, должны оплачивать (каждый – пропорционально доле его личного имущества в доме) весь объём коммунальных ресурсов, израсходованных на общедомовые нужды, зафиксированный с помощью коллективных приборов 

Правила № 354 спровоцировали рост коммунальных платежей граждан. В некоторых довольно небогатых российских регионах соответствующие суммы в платёжках выросли на 2-3 тысячи рублей. Народ начал роптать.

20 декабря 2012 года на традиционной пресс-конференции Президента России Владимира Путина про эту проблему ему рассказала Анастасия Субаева из Ульяновской области. Путин ответил журналистке в свойственной ему чекистской манере: «Причины роста известны, о них уже много было сказано. Это, прежде всего, непрозрачность принимаемых решений и монополизация рынка этих услуг, как правило, структурами, монополизированными соответствующим уровнем руководства либо в регионах, либо в муниципалитетах».

Впрочем, более внятную позицию российский Президент озвучил 3 февраля 2013 года на совещании по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг:

«В прошлом году начали внедрять механизм разделения платежа на индивидуальную часть и общедомовые нужды. Хотели добиться того, чтобы в платёжках указывалось не только, что было потрачено людьми на личное потребление в конкретной квартире, но и сколько ещё необходимо заплатить за использование ресурсов на нужды дома – скажем, мытьё полов, подъездов и так далее.

Что по факту получилось? Начался очень быстрый рост тарифов, причём в отдельных вопиющих случаях – двух- и трёхкратный рост. На граждан просто начали переносить все издержки, включая потери в сетях или потери, связанные с нелегальным подключением. И это в условиях, когда ни у управляющих компаний, ни у поставщиков нет стимула такие потери снижать. Жильцы-то здесь при чём? Это управляющая компания и органы власти должны искать и исключать такие проявления».

1 июня 2013 года вступила в силу новая редакция Правил № 354, откорректированная согласно благим пожеланиям Владимира Путина. 

Перескажем суть соответствующих изменений, затрагивающих жителей домов, управляемых управляющими компаниями.  

Оплачиваемый потребителями объём коммунального ресурса  (например, горячей воды), израсходованного в конкретном МКД на общедомовые нужды в течение месяца, не может превышать объёма коммунального ресурса, рассчитанного исходя из нормативов его общедомового потребления.

Оплату в большем размере может санкционировать лишь решение общего собрания собственников помещений в МКД. Если такое решение не принято, разницу в стоимости ресурса, фактически потраченного на общедомовые нужды по показаниям коллективного прибора учёта, и ресурса, объём которого рассчитан по нормативам его потребления, управляющая компания должна оплачивать поставщику ресурса (например, «ТГК-9») за счёт собственных средств. Это, конечно же, снизило как коррупционную, так и обычную прибыльность от деятельности управляющих компаний.

Кстати, иные требования были установлены Правилами № 354 для многоквартирных домов, непосредственно управляемых собственниками помещений в МКД (где, соответственно, между потребителями и производителями коммунальных ресурсов не стоит посредник в лице управляющей компании). В таком доме потребители оплачивают весь объём коммунальных ресурсов, израсходованных на общедомовые нужды согласно данным коллективных счётчиков.

Вроде бы теперь всё стало предельно ясно. Если конкретным МКД управляет управляющая компания (как правило, вороватая), то его жильцы оплачивают коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, по нормативам, установленным региональными властями (или в меньших объёмах, зафиксированных с помощью коллективных счётчиков).

Но в наших самостийных коми-зырянских краях всегда найдутся вредители, которые, игнорируя позицию Кремля, захотят и рыбку съесть и… косточкой не подавиться.

В чём суть аферы, осуществлённой осенью прошлого года «ТГК-9» и управляющими компаниями Сыктывкара? По обоюдному сговору они реализовали в столице Коми не предусмотренный Правилами 

№ 354 и Жилищным кодексом РФ способ оплаты жителями многоквартирных домов горячей воды, расходуемой на общедомовые нужды.

Данный способ предполагает, что конкретным домом продолжает управлять управляющая компания, а плату за горячую воду, расходуемую на общедомовые нужды, получает напрямую «ТГК-9». Причем так, как будто МКД фактически управляется не управляющей компанией, а непосредственно собственниками его обособленных помещений, что подразумевает оплату воды, потраченной на общедомовые нужды, по фактическим (а не нормативным) объёмам её потребления.

Что это означает для конечного потребителя на практике, я покажу на примере  двухкомнатной квартиры площадью 65 кв. метров в доме 76-а по улице Коммунистической в Сыктывкаре. Он на вполне законных основаниях с 1 июня 2009 года находится в управлении у ООО «Жилищная управляющая компания».

Руководствуясь фактическим объёмом горячей воды, израсходованной в этом жилом здании на общедомовые нужды, «ТГК-9» выставила владельцу вышеуказанной квартиры счёт на 776 руб. Между тем, если бы соответствующий расчёт был бы выполнен по нормам Правил № 354 (то есть по нормативу потребления горячей воды на общедомовые нужды), то сумма счёта составила бы всего 50 руб. 

Таким образом, только в феврале этого года ОАО «ТГК-9» обсчитало владельцев двушки на 726 руб. (которые, согласно Правилам 

№ 354, должна была заплатить энергетикам «Жилищная управляющая компания» за счёт собственной прибыли). Всех жителей дома 76-а энергетики обсчитали примерно на 47000 руб. (эту же сумму, соответственно, сэкономила за счёт горожан ушлая управляющая компания).

Между тем таких домов в Сыктывкаре в управлении только у ООО «Жилищная управляющая компания» 122 (в том числе дюжина огромных многоэтажек в микрорайоне Орбита). Поэтому рискну утверждать, что за счёт взаимовыгодного, но незаконного сговора управляющих компаний и «ТГК-9» карманы сыктывкарцев ежемесячно пустеют на несколько миллионов рублей. Что бы там ни говорил Владимир Путин.

В № 5 (25895) от 6 февраля 2014 г. была опубликована статья «Бодался теленок с дубом, или О том, как пенсионер пытался правды добиться». Сообщаем, что приведённый в статье ряд сведений, касающихся деятельности ОАО «ТГК-9», не соответствует действительности, а именно:

1. Является недостоверным утверждение: «Житель одного из многоквартирных домов Виталий Петрович Юдин вдруг обнаружил, что теперь его обслуживает не привычная управляющая компания, а ТГК-9».

ОАО «ТГК-9» является исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Обслуживание многоквартирных домов было и остаётся обязанностью управляющих компаний вне зависимости от порядка расчёта жильцов за услуги ресурсоснабжающих организаций.

2. Является не соответствующим действительности, порочащим деловую репутацию филиала ОАО «ТГК-9» Коми утверждение: «...менеджерами филиала ОАО «ТГК-9» совершён рейдерский захват части бизнеса у его бывшей управляющей компании».

Перевод жильцов на прямые расчёты с ресурсоснабжающей организацией не имеет ничего общего с «рейдерским захватом» бизнеса управляющих компаний. Средства, собираемые с жильцов в счёт оплаты отопления и горячего водоснабжения, являются строго целевыми, не могут использоваться управляющими компаниями по собственному усмотрению и рассматриваться как потенциальный источник дохода данных юридических лиц. Управляющие компании в данном случае выступают лишь как операторы по сбору средств от населения и перечислению их ресурсо-

снабжающей организации. «Бизнес» УК основан на обслуживании многоквартирных домов, за которое с жильцов взимается отдельная плата (жилищная услуга). ОАО «ТГК-9» к данному виду платежей никакого отношения не имеет.

3. Не соответствуют действительности следующие утверждения: «...энергетики ввели своё ноу-хау: «изобрели» новую единицу измерения, доселе в расчётах не появлявшуюся»; «в целях запутывания потребителей горячей воды и списания убытков от транспортировки воды с места её нагрева до конечного потребителя филиал ОАО «ТГК-9» в сентябре принимает решение и вводит новую аббревиатуру: вместо фактически поставляемого продукта «Горячая вода» появляется выдуманный, именуемый «Теплоносителем для ГВС», с новой единицей измерения «Гкал». Одновременно увеличивается тариф».

В Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано определение: «Горячая вода – вода, приготовленная путём нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путём очистки, химической подготовки и других технологических операций». Таким образом, горячая вода состоит из двух компонентов: воды и тепловой энергии, при помощи которой вода была подогрета до определённой температуры.

По закону «О теплоснабжении» (п. 5. ст. 9), «тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию». Именно такие наименования компонентов указываются в квитанциях на оплату услуг ОАО «ТГК-9». Собственно размер тарифов утверждается приказами Службы Республики Коми по тарифам, все документы размещены на сайте этого ведомства в открытом доступе. Любой желающий может убедиться, что в квитанциях на оплату услуг ОАО «ТГК-9» используются только установленные СТ РК тарифы и нет никаких «изобретений». Единый тариф на горячую воду, на «законности» которого настаивает автор статьи, действовал до 2012 года. В настоящее время его применение противоречит федеральному законодательству и влечёт за собой административную ответственность.

4. Не   соответствует   действительности,   порочит   деловую   репутацию   филиала следующее утверждение: «Для получения полной независимости от управляющих компаний филиал ОАО «ТГК­9» получает полный контроль за общедомовыми счётчиками горячей воды и тепла, установленными управляющими компаниями. Тем самым, воду на общедомовые нужды «расходовать» (и приписывать!) можно в неограниченном количестве, так как контроль за фактически поставленным объёмом воды осуществлять некому. Нет организации, которая подтверждает в строго определённый день следующего за отчётным месяца объём воды, потреблённый домом».

ОАО «ТГК-9» не осуществляет контроль за общедомовыми приборами учёта. Обслуживание, снятие показаний, их передача в ресурсо-снабжающую организацию входит в обязанности управляющей компании, и переход жильцов на прямые расчёты этого порядка никак не меняет. Также ОАО «ТГК-9» не является потребителем коммунальных услуг в этих многоквартирных домах и, следовательно, физически не может «расходовать или приписывать воду на общедомовые нужды». Организация, которая подтверждает объём воды, потреблённый домом, существует, и ею является управляющая компания.

5. Что касается персональных данных физических лиц, ОАО «ТГК-9» производит их обработку в строгом соответствии с требованиями Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных». Действительно, Роскомнадзором по обращению В.П. Юдина в отношении ОАО «ТГК-9» проводилась проверка. По её результатам в адрес филиала не вынесено никаких представлений, о выявленных нарушениях не сообщалось.

Источник: Красное знамя
просмотров: 118

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.