Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:29, 16.10.2014

Газета «Красное знамя» прекращает своё существование

На то имеются как экономические, так и политические причины.

Коллаж Александры Гурьевой

Чтобы написать такой подзаголовок, требуется набрать в грудь много воздуха и посидеть, по возможности подольше не выдыхая его. Мы не хотим уподобляться коллегам из изданий, которые фактически прекратили существовать, но пытаются прикрыть эту реальность дымовой завесой «приостановки». Либо просто изящно умалчивают о своём уходе.

Наша редакция, стремясь руководствоваться в своей деятельности правдой и объективностью, должна так же правдиво смотреть на складывающуюся ситуацию. Она такова: условия, экономические и политические, в которых к осени 2014 года оказалось старейшее средство массовой информации Республики Коми, не позволяют далее издавать бумажную версию «Красного знамени».


Экономика

«Страшное победоносное шествие интернета сейчас волнует не только СМИ, но и, допустим, тот же Монди СЛПК. Закрытие в прошлом году печатной версии многих известнейших изданий, например, журнала Newsweek, произвело сильное впечатление. Но многие, однако, продолжают и реальное, и виртуальное существование, и сейчас здесь, конечно, не место делиться хитростями и тонкостями такого совмещения. Это воистину высокое искусство медиа-менеджмента», - писало «Красное знамя» в апреле прошлого года, комментируя «приостановку» издания «Молодежи Севера». С тех пор положение только усугубилось. С рынка печатных СМИ ушли газеты «Столица» и «Твоя параллель». Первая – в никуда, вторая – в интернет.

Мы эти полтора года старались держаться. Потому что понимали: в отличие от новообразованных изданий, бренд «Красное знамя» базируется именно на газете, он вырос именно из неё и именно с нею в первую очередь ассоциируется.

Наши читатели – это читатели прежде всего газетных текстов. И не беда, что чтение с бумаги нынче – прерогатива преимущественно старшего поколения. Во-первых, как раз опыт такого поколения обязывает к высокой ответственности за слово. Во-вторых, это поколение – самые преданные и благодарные читатели.

Сам факт, что, несмотря на объективно невысокий денежный достаток, люди продолжают выписывать нашу газету, и число их измеряется тысячами, доказывает: у них есть потребность в слове, которое отпечатано именно на бумаге. «Напечатано в газете» - даже и сейчас психологически это звучит гораздо крепче, чем просто «опубликовано». Интернет вроде бы везде – и в то же самое время нигде. Газета же – вот она, шуршащая бумагой, пахнущая типографской краской, и даже пусть уже пожелтевшая от времени, но: это воистину документ эпохи, зримый, наглядный, который действительно можно потрогать, прикоснувшись тем самым ко времени.

Всё так. И всё – иначе. В новое время всё – иначе. Подписка, при всех своих немалых цифрах, увы, не покрывает тех расходов, которые ложатся на издателя. Они значительно превышают миллион рублей в месяц, и для многих предприятий республики эта цифра, вероятно, выглядит смехотворно. Но ЗАО «Газета «Красное знамя» - даже не малое, это – микро-предприятие. На сложившемся к настоящему времени в Коми медиа-рынке хотя бы покрыть наши расходы (не то что получить прибыль) исключительно трудно. И вот почему.

Значительное большинство читателей газеты «Красное знамя» располагается, разумеется, в Сыктывкаре. Ещё с советских времён на местах – в городах и районах – тамошнее большинство традиционно ориентируется на местные же газеты, и поскольку последние, благодаря поддержке республиканского бюджета и частично – работающих крупных компаний, продолжают издаваться (и слава Богу!), претендовать на эту аудиторию нашей газете объективно непросто.

В столице же РК и частично в Ухте произошло следующее важное изменение психологии читательского восприятия. В 2008 году на рынке Сыктывкара, а затем и Ухты, появилась газета «PRO Город» - фактически бульдозер, если не танк. Свалившись в почтовые ящики горожан нежданным дождём, «PRO Город» вначале вызывал естественное раздражение, быстро сменившееся, однако, привыканием, а затем и внутренним приятием: мол, ну куда деваться от еженедельного спама (мусора), внутри которого всё-таки можно найти, например, бесплатную ТВ-программу?

В результате из общей читательской аудитории, условно объединяемой газетами «Красное знамя», «Молодежь Севера», «Республика» и «Трибуна», неизбежно начали вымываться те, кто искал в них прежде всего прикладную информацию – ту же программу, объявления и некрологи. Не будем строить иллюзий: это очень немаленькая часть, и все перечисленные издания существенно пострадали от прихода «PRO Города» (в силу приличий и законодательства воздержимся от цитирования действующих и бывших главных редакторов основных газет в адрес этого кировского издания).

Но что же осталось в итоге основным общественно-политическим изданиям РК? Остались, во-первых, подписка и продажи. Такого источника у «PRO Города» не было просто в силу концепции его распространения, но, как уже сказано выше, объективно, в силу распространения того же интернета, он пересыхает.

Во-вторых и главных – опять же реклама. Но не просто реклама товаров и услуг: её постоянно и неизбежно уедают «PRO Город» и вдохновлённые его примером последователи, в число которых, к вящему изумлению наблюдателей, записалась и, казалось бы, вполне официозно-муниципальная «Панорама столицы». Главным источником доходов для газет в складывающихся условиях становятся крупные компании. Они, разумеется, не нуждаются в рекламе нефти, газа, бензина, угля, бокситов и даже бумаги. Они нуждаются – на уровне республики – в хорошем имидже.

И вот тут в дело вступает политика.


Политика

К 2009 году «Красное знамя» подошло, стремясь сохранить нормальные рабочие отношения с администрацией Главы и правительством Республики Коми, но, конечно, и свою независимость. Исходя из этой цели, мы стремились налаживать деловые отношения со многими крупными компаниями, включая «Северсталь», «ЛУКОЙЛ» и Монди СЛПК. Однако как только такие отношения начинали приобретать более-менее конкретные формы сотрудничества, это вызывало неподдельный гнев со стороны управления информации администрации и заместителя Главы РК Алексея Чернова.

Через весьма непродолжительное время нам стало ясно, что содержание СМИ нашего региона негласно объявлено исключительной прерогативой этого человека. При этом в слово «содержание» можно с лёгкостью вкладывать оба смысла. Второй в этом случае означает, что наиболее важный источник доходов – сотрудничество с компаниями – ставится под жёсткий контроль Жёлтого дома, за этим устанавливается зоркое наблюдение, и всякий ослушник рискует пожать откровенный конфликт по крайней мере с Черновым. Для наиболее трусливых компаний иногда даже одного упоминания этой «крайней меры» бывает более чем достаточно.

Мы не говорим уже о прямом финансировании СМИ из республиканского бюджета либо из источников, подконтрольных руководителям правительства или Государственного Совета. В этом свете становится объяснимым появление в ноябре 2009 года нашего клона, содержание которого в конечном итоге стало более приоритетным, чем «Молодежи Севера». В этом же свете легко понять и логику выдавливания нашей редакции из Дома печати.

Мы держались благодаря твёрдой позиции контрольного акционера нашего учредителя и нашего издателя – ООО «ИМА-Пресс». Компания принципиально поддерживала наше издание, потому что её руководство, подобно редакции, убеждено, что страна вообще, а регионы в особенности, остро нуждаются в независимых площадках для распространения информации и её обсуждении. Но нынешний год принёс с собой серьёзные изменения в политической и экономической ситуации в России и да, санкции, которые отражаются в том числе на отечественном медиа-бизнесе. Частным, не зависящим от государства – в федеральном ли, в региональном ли разрезе, открыто или скрыто – компаниям становится всё труднее поддерживать СМИ.

Мы осознаём всю меру ответственности за то решение, которое приняли. За нами – тысячи подписчиков. За нами – десятки лет, счёт которым почти подошёл к заветной отметке «100». Фактически век. За первые три четверти которого именно наша газета давала жителям республики самые главные, самые актуальные новости и комментарии.

Мы благодарны этим поколениям, как и нынешнему. Для совсем уже нынешнего несколько лет назад редакция создала сайт komikz.ru, который имеет очень неплохие рейтинги среди подобных ему. Но всем нашим читателям мы говорим: не судите нас строго. Мы сделали всё, что могли. И направим наши силы, закалённые в «краснознамённых» рядах и боях, по-прежнему на службу своим читателям.

В какой форме это будет сделано – покажет самое ближайшее время.


***

В ближайшее время читайте интервью с главным редактором «Красного знамени» Евгением Горчаковым о последствиях прекращения издания газеты.

Источник: Красное знамя
просмотров: 101

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.